Ограничения и запреты при прохождении государственной службы.

Вопрос 3.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой ФЗ 79.

1. Гр-н не может быть принят на гр. службу, а граждан. служащий не может находиться на гр. службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, сост. гос. и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполн. долж-х обязанностей по должности гражд. службы, на замещение которой претендует гр-н, или по замещаемой гражданским служащим должности гражд. службы связано с использованием таких сведений;4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражд. службу или ее прохождению и подтвержденного заключением мед. организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения мед. организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исполнительной власти;5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с граждан. служащим, если замещение должности гр-кой службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства др. гос-ва;7) наличия гражданства др. гос-ва, если иное не предусмотрено международным договором РФ;8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;9) непредставления установленных настоящим ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;10) утраты представителем нанимателя доверия к гражд. служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, устан. в целях противодействия коррупции ФЗ, ФЗ от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др. ФЗ;11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соот. с закл. призывной комиссии (за искл. граждан, прошедших военную службу по контракту);12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего ФЗ(п. 12 введен ФЗ от 30.06.2016 N 224-ФЗ)1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, гр. служащий размещали общедоступную инф., а т.ж. данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:1) гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, - при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;2) гр. служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за искл.случаев размещения общедоступной инф.в рамках исполн. должностных обязанностей гр. служащего.2. Сведения, представляются гр-ми, претендующими на замещение должности гр. службы, при поступлении на гр. службу, а гр. служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, представляются по форме, установленной Правительством РФ.3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гр. служащие осущ. обработку общедоступной инф., размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гр. служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет».

Иные ограничения, связанные с поступлением на гр. службу и ее прохождением устанавливаются ФЗ.3. Ответственность за несоблюдение ограничений, устанавливается настоящим ФЗ и др. ФЗ.

Статья 17. Запреты, связанные с гр. службой

1. В связи с прохождением гр. службы гр. служащему запрещается:

2) замещать должность гр. службы в случае:а) избрания или назначения на гос. должность, за искл. случая, установленного ч.2ст.6 Фед. конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"(В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.);б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в гос. органе;3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управл. хозяйствующим субъектом (за искл. жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);4) приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он замещает должность гр. службы;6) получать в связи с исполн. должностных обязанностей вознаграждения от физ. и юр. лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гр. служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служ. командировками и с др. официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гр. служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность гр. службы. Гр. служащий, сдавший подарок, может его выкупить в порядке , устанавливаемом НПА РФ;7) выезжать в связи с испол. должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физ. и юр. лиц, за искл. служебных командировок, осущ. в соответствии с законодательством РФ, по договоренности гос. органов РФ, гос. органов субъектов РФ или муниц. органов с гос. или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, др. гос. имущество, а т.ж. передавать их др. лицам;9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гр. службой, сведения , отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности гос. органов, их руководителей, вкл. решения вышестоящего гос. органа либо гос. органа, в котором гр. служащий замещает должность гр. службы, если это не входит в его должностные обязанности;11)принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;12)использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;13)использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;14)создавать в гос. органах структуры политических партий, др. общественных объединений (за искл. проф.союзов, ветеранских и иных органов общ. самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;15)прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;16)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;17)заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.1.1. Гр. служащему, его супруге(супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".2. В случае, если владение гр. служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гр. служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.3. Гражданин после увольнения с гр. службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физ. лиц сведения конфиденциального характера или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.3.1. Гражданин, замещавший должность гр. службы, вкл. в перечень должностей, установленный НПА РФ, в течение 2 лет после увольнения с гр. службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служ. поведению гос. гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на усл. трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на усл. гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных ФЗ, если отдельные функции гос. управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гр. служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке , устанавливаемом НПА РФ.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Как следует из ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами гос. или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность - это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гр. служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гр.служащим, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гр. служащего с гр. службы.4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гр. служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.4.1. Непринятие гр. служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.5. Для соблюдения требований к служебному поведению гр. служащих и урегулирования конфликтов интересов в гос. органе, федеральном гос.органе по управлению гос. службой и гос. органе субъекта РФ по управлению гос. службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом гос. органа в порядке , определяемом Президентом РФ.7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была искл. возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению фед. гос. служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке , определяемом Президентом РФ.

Поступая на государственную гражданскую службу, граждане зачастую не знают ограничений, предусмотренных законом. Вместе с тем, гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Об ограничениях, связанных с государственной гражданской службой, и об ответственности за их нарушение разъяснение дает старший прокурор отдела Калюжа Татьяна Анатольевна.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а, следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению. Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения. Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно статье 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. к тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Минздравсоцразвития РФ (приказ от 14.12.2009 N 984н).

5. Ограничение, связанное с состоянием близкого родства или свойства. Оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т. е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

6. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

— выход из гражданства Российской Федерации;

— приобретение гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку статья 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, — граждане Российской Федерации;

7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК.

8. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством.

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. Гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи; о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения; об обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

Кроме прав и основных обязанностей государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Правоограничения государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых ими государственных функций и служебных полномочий и заключаются в основном в ряде запретов для государственных служащих. Главная роль правоог-раничений состоит в обеспечении эффективного функционирования государственной службы, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих, создании условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией РФ прав и свобод служащих.

Ограничения и запреты для государственного служащего имеют абсолютный характер, т. е. они действуют для него в течение всего времени прохождения службы и не могут быть отменены или заменены другими положениями.

Для государственного служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 11 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

1. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе. Это обеспечивает эффективность государственной службы. В случае нарушения государственным служащим указанного запрета он обязан после письменного предупреждения руководителя сделать выбор между государственной службой и иной деятельностью, которую он осуществляет, нарушая требование законодательства. Если государственный служащий не решился сделать выбор в пользу государственной службы либо им сообщены ложные сведения о принятом решении, то он подлежит увольнению с государственной службы.

2. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени. Таким образом, законодатель запрещает государственному служащему совмещать службу в государственном органе с исполнением других обязанностей.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются возможность и пределы совместительства отдельных категорий государственных служащих. Например, постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе МВД Российской Федерации" допускает совместительство в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации системы МВД РФ, в том числе и по месту основной службы (работы) сотрудника органов внутренних дел. Совместительство допускается с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Должности рядового и начальствующего состава по совместительству замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность. При оформлении на работу по совместительству заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме. Не допускается совместительство: руководителей органов внутренних дел, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД РФ и их заместителей (за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности); при подчиненности или подконтрольности должностей по основной или совмещаемой службе (работе); в других случаях, установленных законодательством РФ.

Законодательство о публичной службе западноевропейских стран запрещает совместительство. Однако в некоторых случаях, определенных в законодательстве, совместительство чиновников возможно.

3. Государственные служащие имеют право заниматься научной, преподавательской и иной творческой (рационализаторской, изобретательской и т. д.) деятельностью. Однако они не вправе получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, т. е. за такие выступления, которые связаны с исполнением их должностных обязанностей.

Государственному служащему может быть запрещено занятие научно-исследовательской, преподавательской и иной творческой деятельностью на условиях штатного совместительства, если он по роду своих должностных обязанностей непосредственно участвует в принятии решений, создающих юридические последствия для организации, в которой он занимает должность по совместительству.

4. Государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленнал на получение личного денежного дохода. Государственным служащим запрещено: лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией или приобретением товаров или продукции, оказанием коммерческих платных услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности). Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т. д.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме является по уголовному праву преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 289 УК РФ).

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Государственный служащий не имеет права состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). При этом под незаконным участием в предпринимательской деятельности понимается учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связана и еще одна обязанность: при поступлении на государственную службу гражданин ежегодно обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения (ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения об имущественном положении и полученных доходах составляют служебную тайну. В законодательстве особо указывается, что непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу или для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Президент РФ издал 15 мая 1997 г. Указ № 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (в ред. Указа Президента РФ от 4 марта 1998 г. № 227), которым государственные и муниципальные служащие обязываются ежегодно предоставлять в налоговые органы Декларацию о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. 1 июня 1998 г. был издан Указ № 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы".

5. Для государственного служащего законодательство устанавливает запрет представительства: он не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ). Разрешение государственному служащему быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо в подразделениях, непосредственно подчиненных и подконтрольных этому органу, означало бы на практике создание государственному служащему возможностей использовать свои должностные полномочия в интересах частных лиц или лиц, за деятельностью которых он обязан по службе осуществлять контроль и надзор. Поэтому выполнение функций представителя противоречит основным элементам правового статуса государственного служащего. Сделку, заключенную государственным служащим (неуполномоченным лицом), следует считать недействительной (ст. 168 и 183 ГК РФ). Государственный служащий не имеет права быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он служит, либо в подразделениях, которые непосредственно подчинены или подконтрольны этого органу. Осуществление каким-либо субъектом права переданных ему полномочий традиционно осуществляется на основании выданной по установленной форме доверенности. Доверенность - это документ, в котором устанавливаются полномочия представителя, т. е. его право совершать сделки или иные правомерные действия от имени другого лица (ст. 185 ГК РФ). Если такая доверенность адресуется государственному органу, в котором поверенный состоит на государственной службе, или третьим лицам, непосредственно подчиненным или подконтрольным ему, она является недействительной. Если государственный служащий получил полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, либо в подразделениях, подчиненных или подконтрольных этому органу, то он обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и поставить в известность об этом руководителя государственного органа.

6. Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. Использование таких средств характеризует государственного служащего как работника нечестного, корыстолюбивого, недобросовестного. Такие нарушения государственных служащих могут повлечь применение к ним мер дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения с должности). Если такого рода действия служащего причинили имущественный ущерб государственному органу, то государственный служащий обязан возместить его. Государственный служащий не вправе использовать служебную информацию, которая стала ему известной в связи с исполнением должностных полномочий, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми физическими и юридическими лицами.

Уголовный закон устанавливает ответственность должностных лиц, обязанных предоставлять информацию, лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ).

7. Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, расходов за мобильную телефонную связь и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Законодательством РФ и ее субъектов могут устанавливаться, а на практике признаваться, и другие вознаграждения. Например, предоставление в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплата лечения, оказание помощи в учебе, предоставление преимуществ в бытовом обслуживании, предоставление кредитов и ссуд по явно заниженным процентным ставкам, получение чрезмерно высокой заработной платы за разрешаемую частную дополнительную работу по совместительству (научную, педагогическую и иную творческую деятельность), использование услуг экспертов и специалистов, оплачиваемых за счет негосударственных средств и т. д.

Цель запрета принимать подарки и другие вознаграждения состоит в том, чтобы государственные служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых они заинтересованы.

На практике может возникнуть проблема в доказывании нарушения данного запрета, как, например, в случае с доказыванием факта получения взятки должностным лицом. Здесь важным является выяснение подробностей и предмета полученного государственным служащим вознаграждения в каждом случае. Часто подарки и вознаграждения передаются скрытно, косвенно и доказать нарушение запрета представляется весьма сложным или практически невозможным (например, приглашения на туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки членам семьи и близким родственникам государственного служащего).

Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий. Вместе с тем ст. 575 Гражданского кодекса (часть вторая) устанавливает, что государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением так называемых "обычных подарков", стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако закон не определяет понятия "обычного подарка" и порядка реализации данной нормы. Вместе с тем остаются открытыми, например, такие вопросы: сколько раз в день можно получать "обычные подарки"? Где их можно получать (в кабинете, на улице, в лесу и т. д.)? От каких лиц можно получать "обычные подарки"? Конечно, эта норма является нормой частного (гражданского) права, однако она распространяет свое действие и на сферу публично-правового регулирования государственно-служебных отношений. Думается, что данная норма несовместима с цивилизованной этикой государственной службы. Если законодатель хотел подчеркнуть что-то особенное в гражданско-правовом институте дарения, действующего и в сфере государственной службы, то, очевидно, ему это не удалось, сделать корректно. Складывается впечатление, что законодатель легализовал возможность получения государственными и муниципальными служащими "взятки в небольших размерах".

Государственный служащий обязан сдать все незаконно полученное им лично или членами его семьи (другими его ближайшими родственниками) в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которые были неправомерно предоставлены ему или его близким родственникам. Подарки, которые поступили без ведома государственного служащего, а также подарки, полученные им в связи с использованием служебных полномочий от юридических и физических лиц зарубежных стран, подлежат сдаче в специальный государственный фонд.

8. Связанным с предыдущим запретом для государственного служащего является запрет на выезд в служебные командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Законодательство РФ устанавливает порядок выезда в служебные командировки. Как правило, поездка государственных служащих в

заграничную служебную командировку за счет юридических или физических лиц означает предоставление последними вознаграждения за оказанные или оказываемые государственными служащими услуги, связанные с его служебной деятельностью. Вместе с тем государственным служащим разрешается выезжать в заграничные служебные командировки за счет физических или юридических лиц, которые осуществляются в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.

9. Государственный служащий не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Этот запрет направлен на обеспечение независимости российских государственных служащих от иностранных государств и должностных лиц, на устранение препятствий, при которых государственный служащий, получивший такие награды, ставит себя в зависимое от иностранных лиц положение при принятии того или иного решения в государственном органе, в котором занимает государственную должность.

10. Государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество "внешних врагов", с которыми они призваны "бороться": катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится и "внутренний враг", способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоог-раничении и принимает, таким образом, его добровольно.

Государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Конституция РФ установила многопартийную систему. Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объединений несовместимо с государственной должностью государственной службы. В противном случае та или иная идеология может приобретать государственный характер, и тогда деятельность государственного аппарата будет направлена в основном на осуществление политических планов какой-то одной политической партии, а основные права и свободы граждан будут подвергаться угрозе. Задачи, выполняемые государственными служащими, требуют от них проявления политической нейтральности, а следовательно, независимости от политической конъюнктуры в различные моменты общественной или политической жизни страны.

Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов. Более того, государство должно обеспечивать его право на участие в политической жизни страны. Ограничение государственных служащих на участие в деятельности политических партий не связано с содержанием свободы взглядов и убеждений, не ограничивает их политических прав.

11. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

12. Государственным служащим, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же государственном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Если государственные служащие нарушают установленные законодательством правоограничения и это деяние не образует состава уголовного преступления, к ним могут применяться дисциплинарные взыскания, начиная от замечания вплоть до увольнения. Руководитель государственного органа обязан одновременно с принятием решения об увольнении государственного служащего сообщить в налоговые органы о получении государственным служащим неправомерных подарков, доходов в виде имущества,денежных средств и т. п. и об отказе государственного служащего передать все незаконно полученное в связи с выполнением должностных полномочий в доход государства.

  • Административно-правовой статус государственных служащих. Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями
  • Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения и запреты по государственной гражданской службы
  • Административное задержание. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица
  • Антимонопольный контроль за предоставлением государственных преференций 1 страница

  • Обычный правовой режим государственного служащего предусматривает ограничения и запреты, обусловленные характером государственной службы. Служба в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому в первую очередь среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным служащим, ограничиваются его политические права. Политические права государственных служащих ограничены рамками правовой системы в стране.

    Поскольку государственные служащие в своей деятельности выражают волю и позицию государства, а не свою личную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются как выступления государственных должностных лиц. Это положение не дает им возможности выступать в публичных случаях без надлежащего уполномочия вышестоящих должностных лиц. В настоящее время работники Администрации Президента РФ вправе выступать в средствах массовой информации по вопросам своей служебной деятельности, а также по вопросам деятельности Администрации Президента РФ только в порядке, устанавливаемом руководителем Администрации Президента РФ (п. 6 Указа Президента РФ от 29 января 1996 г. № 117). За рубежом подобное положение закреплено, например, в ст. 38 Устава Римской курии, где предусматривается, что "без соответствующего разрешения компетентного органа никто не может выступать с заявлениями и давать интервью касательно персонала, текущей деятельности и направлений работы Римской курии. Все официальные сообщения и заявления прессе должны осуществляться только через пресс-службу Святого престола в соответствии с нормами ст. 115, параграф 8".

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей но должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
    • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
    • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    • 9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Данный перечень ограничений резко контрастирует с 12 ограничениями, закреплявшимся в прежде действовавшем Федеральном законе № 119-ФЗ. статья 11. Напомним их.

    Государственный служащий был не вправе:

    • 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
    • 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    • 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
    • 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
    • 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
    • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
    • 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
    • 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
    • 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    • 11) принимать участие в забастовках;
    • 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.).

    Таким образом, из ограничений государственного служащего исчезли все вопросы совместительства, совместимости мандата депутата (законодательной власти) с государственной должностью (исполнительной властью), вопросы предпринимательской деятельности. Они перешли в разряд запретов государственному служащему. Таковыми запретами являются:

    • 1) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • 2) замещение должности гражданской службы в случае:
      • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;
      • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
      • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    • 3) осуществление предпринимательской деятельности;
    • 4) приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход;
    • 5) быть поверенным или представителем но делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 6) получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
    • 7) выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе но договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    • 8) использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам;
    • 9) разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • 10) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 11) принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    • 12) использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации но вопросам референдума;
    • 13) использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 14) создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;
    • 15) прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    • 16) вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • 17) занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    В законодательстве появилось также ограничение государственного служащего в виде обязанности сообщать администрации о конфликте его интересов с интересами государственной должности, конечно, по собственному мнению государственного служащего (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ). Коррупция, как правильно считает В. А. Прокошин1, - последствие конфликта интересов, проявляющееся в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей

    Эти ограничения прямо корреспондируются с подобными нормами законодательства зарубежных стран.

    В Японии прямо закреплены в законе следующие ограничения. Статья 102 - ограничения политической активности служащего, ст. 103 - ограничения частного предпринимательства. Прямо запрещено активное участие в политических партиях, служащий не может становиться кандидатом на публичную должность, замещаемую путем публичных выборов, то есть не обладает пассивным избирательным правом. В течение двух лет после оставления государственной службы он не может занимать пост в извлекающих прибыль организациях, если их деятельность связана с прежним местом службы государственного служащего. Нарушение запрета извлекать прибыль может влечь уголовную ответственность в виде лишения свободы до трех лет с привлечением к принудительному труду (ст. 110, и. 19). Ограничены также и профсоюзные права (ст. 108-П).

    Выполняя предписания об ограничении предпринимательства государственному служащему, посол США в Венгрии в январе 1990 г. подал в отставку из-за конфликта интересов: он вступил в Корпорацию канадских и американских финансистов для вложений в Восточную Европу.

    Специфика правового статуса государственного служащего в странах с социалистической системой права приводит к тому, что профсоюзы государственных служащих здесь не запрещены. Вероятно, в силу трудового характера отношений государственного служащего с властями. Так, ст. 174 декрета Президента Демократической Республики Вьетнам от 12 марта 1947 г. предусматривала: "Трудящиеся имеют право на свободу объединения и забастовок. Специальное постановление определит область распространения указанных свобод, а также процедуру примирения и арбитража"". Единственно, что забастовка не возможна ни со стороны государственных служащих, ни со стороны рабочих: власть не может ее допустить, ибо это свидетельствовало бы о неумении этой власти управлять социалистическими, обобществленными делами.

    Совместная служба родственников прямо ограничивается, например, в ст. 7 швейцарского законодательства. В Римской курии запрет совместной службы родственников запрещается при родственных связях до четвертого колена кровных родственников и до второго колена некровных родственников (ст. 15). Это генетическое ограничение имеет, по существу, расовый характер или отражает противоречие интересов государства и отдельной личности. Редкий случай применения правила об ограничении совместной службы родственников предоставляет казус Т. Б. Дьяченко, дочери Б. Н. Ельцина, назначенной им советником Президента РФ. Когда Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев назвал это решение Президента противоречащим действующему законодательству, пресс-служба Президента РФ выступила в печати "По поводу заявления спикера Госдумы"2 и утверждала, что Федеральный закон о государственной службе не относит Президента РФ. а также иных лиц категории "А" к государственным служащим. Поэтому ограничений для совместной службы близких родственников нет. Здесь проявилось казуистическое великолепие формулировок, позволяющих повернуть закон, что дышло.

    Иллюстрацией сложностей в правовой квалификации возможности государственного или муниципального служащего заниматься предпринимательской деятельностью может явиться следующий судебный казус.

    В Череповецком городском суде Вологодской области доказана вина Смирнова в получении взятки1. Смирнов являлся председателем комитета по физической культуре и спорту (КФиС) г. Череповца, обладал распорядительными и административными полномочиями. От имени КФиС он заключил сделку с болгарской фирмой, в результате которой КФиС понес значительные убытки. Казалось бы. должностное лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, не может заниматься предпринимательской деятельностью, это запрещает и закон об антимонопольной деятельности. Однако Верховный Суд РФ при таких обстоятельствах осуждение Смирнова но ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (действовавшая на тот период статья о должностных преступлениях) отменил. Верховный Суд посчитал, что поскольку личной заинтересованности или корысти в действия Смирнова не было, то он не подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебным положением.

    Факт, когда сотни чиновников различных министерств и иных органов исполнительной власти входят в советы директоров акционерных обществ, в связи с чем происходит сращивание государственного аппарата с коммерческими организациями, квалифицируется П. В. Куракиным как узаконенная коррупция1. Однако скорее это не узаконенное преступное поведение, закон-то запрещает, а существующая преступная практика остается без надлежащего государственного реагирования, видимо, в силу все того же сращивания государственного аппарата с организованной преступностью, то есть с образованием мафии.

    Как может нормально работать государственный аппарат, в том числе Администрация Президента, если ее работники числятся еще и в других органах, и могут выступать властной крышей для операций соответствующих компаний? Так, глава Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев "избран" председателем Совета директоров "Газпрома"2. 4 сентября 2006 г. телевидение сообщило о поездке Президента РФ В. В. Путина в Болгарию и Грецию для решения вопроса о прокладке нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы через территорию этих стран, с тем чтобы нефть российских компаний качалась по нему в район Средиземноморья. Решение данного хозяйственного вопроса1 не находится в компетенции В. В. Путина именно как Президента РФ, поскольку нефтяные компании действуют по рисковым правилам частного бизнеса. Использование должностного положения для лоббирования интересов частных негосударственных компаний - нарушение законодательства о государственной службе. Государство не может подвергать себя рискам частного права. Эти факты были бы прямым нарушением запрета законодательства о совмещении функций государственной службы с предпринимательской деятельностью, спасительной шлюпкой здесь служит жесткое разделение современным российским законодательством государственных должностей и должностей государственной гражданской службы.

    Абсолютно неприемлемым является исполнение обязанностей посла РФ на Украине В. Черномырдиным, когда он является частным предпринимателем с фирмами с его участием и интересом на Украине. Под сенью государства Российской Федерации этот "дипломат" обделывает свои делишки, благодаря чему отношения России и Украины все ухудшаются и ухудшаются.

    Одним из показательных дел. когда совмещение частных и публичных интересов невозможно через деятельность государственных служащих и частных компании, является казус со швейцарской фирмой "Нога". Столкновение российских компаний с правовой системой Швейцарии, где законодательство, в основном, соблюдается, приводит российских предпринимателей и государственных чиновников к неразрешимым конфликтам.

    В мае 2008 г. Минфин России, руководимый Кудриным, выступил во французском суде с иском против "Ноги" с требованием возместить ущерб, причиненный незаконным арестом компанией российского имущества. При этом Минфин России заявляет, что "хотя компанией не были арестованы активы Российской Федерации, действия нанесли ущерб репутации и экономическим интересам России". При этом, как заявляет Минфин РФ. компании предписано возместить ущерб Банку России и информагентству РИА Новости1. В начале этого процесса стоит гарантия российского правительства Черномырдина по договору частной российской компании-однодневки с указанной фирмой "Нога". После скорого "банкротства" первой право требования по долгу России за поставленные товары перешли кредиторам - четырем швейцарским банкам. Банки выдали мандат компании на взыскание долга России. В 2006 г. американский бизнесмен Коган выкупил у банков нрава требования по долгу России, а в 2007 г. они перешли к российскому Минфину. Полная путаница с участниками правовых отношений, с надлежащими субъектами нрава, обязанностями и ответственностью. Это та мутная водичка, в которой погряз коррумпированный государственный аппарат. Арестованное по иску "Ноги" российское имущество во Франции было разблокировано французскими судами, поскольку на государственное имущество, в отличие от негосударственных организаций, распространяется иммунитет от ареста.

    Обязанностям государственного служащего корреспондируют и его права, которые, на мой взгляд, обязаны быть достаточными для обеспечения государственному служащему выполнения его служебных обязанностей. Они закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Гражданский служащий имеет право на:

    • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
    • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
    • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
    • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
    • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
    • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
    • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
    • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
    • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
    • 10) должностной рост на конкурсной основе;
    • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 12) членство в профессиональном союзе;
    • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
    • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
    • 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
    • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
    • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

    Также специальным правилом для государственного служащего является его невозможность состоять в различных объединениях, членство в которых влечет обязанности, отражающиеся на его государственной службе. Обычно в зарубежных странах это ограничение государственного служащего связано с доктриной нейтральности государственного служащего, вызванной многопартийностью и сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а государственный служащий обязан относиться к событиям нейтрально при выполнении своих государственных служебных обязанностей. В Российской Федерации бывший мэр г. Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, благодаря чему по общественному телевидению велись передачи о процедурах совершения таинства посвящения в члены этого ордена, то есть реклама организации.

    Ограничения, связанные с государственной службой

    Государственному служащему запрещено:

    1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

    2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или субъектов, органов местного самоуправления;

    3) заниматься предпринимательской деятельностью;

    4) состоять членом органа управления коммерческой организацией; если иное не предусмотрено федеральным законом, ему не может быть поручено участие в управлении этой организацией;

    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он работает, либо который подчинен или подконтролен ему;

    6) использовать в неслужебных целях средства обеспечения, другое имущество и информацию;

    7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве служащего;

    8) получать вознаграждение, связанное с исполнением должностных обязанностей, и после выхода на пенсию;

    9) принимать без разрешения руководства РФ награды, звания зарубежных стран, международных и иностранных организаций;

    10) выезжать в служебные командировки за границу за чужой счет, за исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ;

    11) принимать участие в забастовках;

    12) использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

    Ответственность государственного служащего. Законодательство предусматривает юридическую ответственность госслужащих, которая выражается в применении мер наказания, взысканий и т. д. за виновное совершение правонарушений. За невыполнение обязанностей госслужащие могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил для госслужащих, не преследуемые в уголовном порядке.

    Должностной проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него обязанностей (нарушение порядка и сроков исполнения поручений, выполнение их в неполном объеме, искажение их содержания). За должностной проступок на госслужащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

    Госслужащий может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения дорлжностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

    Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно. Госслужащий вправе его обжаловать.

    Дисциплинарное взыскание считается снятым при соблюдении условий: истек годичный срок; лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности; издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

    Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

    Материальная ответственность наступает за служебный поступок, причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, по нормам трудового права, – это обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.

    За ущерб, причиненный учреждению при исполнении служебных обязанностей, служащие несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

    Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих: они несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих. Имущество ответственных сотрудников органов внутренних дел может предусматриваться контрактом о службе.

    Прохождение государственной службы – это процесс, выражающийся в последовательной смене государственным служащим должностей категории «Б» и «В», начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. Прохождение государственной службы регулируется: 1) нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок прохождения государственной службы для всех граждан; 2) индивидуальными актами, порождающими, изменяющими или прекращающими государственные служебные отношения для конкретного гражданина.

    Поступление (прием) на государственную службу состоит из этапов:

    а) появление вакансии, информирование о ней;

    б) подбор кандидатов;

    в) решение о приеме;

    г) вступление в должность; правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие заданным требованиям.

    Претендующие должны иметь:

    1) для высших и главных – высшее профессиональное образование по специализации или равноценное с дополнительным образованием по специализации;

    2) для ведущих и старших – высшее образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

    3) для младших – среднее профессиональное по специализации гос. должностей или равноценное.

    Ограничения по приему на госслужбу. Не может быть принят гражданин:

    – моложе 18 лет;

    – недееспособный или ограниченно дееспособный;

    – лишенный права занимать государственные должности;

    –?при наличии заболевания, препятствующего исполнению обязанностей;

    –?при отказе от оформления допуска к тайне;

    –?в случае близкого родства с государственным служащим, если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью;

    –?при наличии гражданства иностранного государства;

    –?при отказе от предоставления сведений об имущественном положении.

    Назначение на государственную должность производится на неопределенное время или на определенный (не более пяти лет) срок. Служба на должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие должности категории «А».

    Существует три варианта назначения на государственную службу (для впервые, или вновь, принимаемых): 1) на госдолжность категории «Б» – по представлению лиц категории «А», уполномоченных лиц или госорганов; 2) на госдолжность 1-й группы категории «В» – соответствующим руководителем; 3) на госдолжность 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» – по результатам конкурса на замещение вакантных должностей.

    Допускается испытание на срок от 3 до 6 месяцев для гражданина, впервые принятого.

    Аттестация и повышение квалификации служащих. В целях определения служебного соответствия действует система аттестаций. Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени. Персональные аттестации (там, где сотрудники имеют звания, классные чины) связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Формируется аттестационная комиссия. По результатам аттестации комиссия вносит рекомендации на рассмотрение руководителя.

    Присвоение квалификационных разрядов указывает на соответствие требованиям. Разряды присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

    Служащим могут быть присвоены следующие разряды:

    1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);

    2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);

    3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

    4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);

    5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).

    Перевод государственного служащего на другую должность допускается только с его согласия. Варианты переводов таковы:

    а) на вышестоящую должность;

    б) на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или в другом органе, ведомстве;

    в) в другую местность в связи с передислокацией органа;

    г) на нижестоящую должность – в порядке наложения дисциплинарного взыскания, без согласия работника.

    Государственная служба прекращается при увольнении госслужащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Сведения о прохождении гражданином госслужбы содержатся в его личном деле, которое постоянно за ним следует. Прекращение государственной службы происходит:

    а) по личному заявлению государственного служащего;

    б) по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

    в) по иным, установленным законом, основаниям.

    Например, прекращение государственной службы служащими на должностях категории «Б» происходит в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории «А». Предельный возраст – 65 лет. Допускается продление службы для занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.

    Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в случаях:

    – достижения служащим предельного возраста;

    – прекращения гражданства;

    – несоответствия гражданского служащего замещаемой должности;

    – неоднократного неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей, если госслужащий имеет дисциплинарное взыскание;

    – однократного грубого нарушения должностных обязанностей;

    – совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия со стороны нанимателя;

    – принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование;

    – несоблюдения обязанностей и ограничений;

    – разглашения сведений;

    – возникновения других обстоятельств (например, совместная служба родственников);

    – в иных случаях, предусмотренных ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции Общественной Безопасности РФ автора Законы РФ

    Глава II. Должностные лица и их обязанности по руководству патрульно-постовой службой 17 Начальник милиции общественной безопасности МВД, УВД (ГУВД), (ОВДТ) отвечает за обеспечение охраны общественного порядка на территории соответствующей республики, края, области,

    Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации,

    Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры 1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и

    Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

    Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных

    Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы 1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим,

    Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

    12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

    Из книги Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» автора Автор неизвестен

    Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

    Каковы основания ограничения дееспособности гражданина, признания гражданина недееспособным, ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами? В соответствии со ст. 21 ГК

    Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

    Временный порядок исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере

    Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

    Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств 1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением

    Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

    Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции 1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную

    Из книги автора

    1. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В призывную комиссию (города, района) гражданина (ФИО полностью), родившегося_, проживающего по адресу: _, телефон: _, ЗАЯВЛЕНИЕо замене военной службы по призывуальтернативной гражданской

    Из книги автора

    4.1. Обжалование в суд решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В N-ский районный (городской) суд N-ской области Заявитель: (ФИО полностью), проживающий по адресу: _. Орган, решение которого оспаривается:

    Из книги автора

    Из книги автора

    Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных