Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура. Образовательная лицензия

Деятельность по предоставлению медицинских услуг подлежит обязательному лицензированию. Это регламентируется Федеральным Законом № 99-ФЗ от четвертого мая 2011-го года и прочими нормативными документами (региональными актами, правительственными постановлениями, административными письмами). Для того, чтобы получить разрешение на осуществление врачебных услуг, необходимо обратиться в орган, выдающий лицензию на медицинскую деятельность.

Кто может получить разрешение?

Претендовать на лицензию имеет право как юридическое, так и физическое лицо. Каждая категория соискателей подает определенный пакет документов. Это предопределяет специфику процедуры получения разрешения.

Кому необходима лицензия?

Разрешения должны получать все заведения, оказывающие медицинские услуги. То есть лицензия нужна:

  • Больницам
  • СПА-салонам, оказывающим услуги медицинского массажа
  • Центрам косметологии
  • Профилакториям
  • Станциям скорой помощи
  • Кабинетам красоты
  • Санаториям
  • Родильным домам
  • Центрам кардиологии
  • Медико-криминалистическим учреждениям
  • Поликлиникам
  • Центрам реабилитации
  • и многим другим организациям.

Сведения о предприятиях и ИП, имеющих разрешения (или лишившихся их по какой-либо причине), находятся в реестре выданных лицензий на медицинскую деятельность. То же самое относится к документам с приостановленным сроком действия. Лицензирующий орган заносит в реестр следующие сведения:

  • Информацию о компании или ИП (наименование, адрес, ОКПО, ИНН, ОГРН)
  • Дату получения разрешения
  • Вид деятельности, на которую выдана лицензия
  • Номер разрешения
  • Дату приостановления действия разрешения (с указанием причины) и число, когда она была возобновлена
  • Срок действия лицензии
  • Дату аннуляции разрешения (с указанием причины)
  • и некоторые другие данные.

Лицензия на медицинскую деятельность - кто выдает?

Данный вопрос находится в компетенции Росздравнадзора и его региональных отделений. Лицензия также выдается местными органами самоуправления. Документ не имеет ограничений по сроку действия. Но необходимо помнить, что в случае обнаружения нарушений в работе учреждения или ИП лицензия может быть отозвана. Поэтому, во избежание недоразумений с властями, необходимо строго соблюдать законодательство. По всем вопросам, относящимся к получению или переоформлению разрешений, нужно обращаться в орган, где выдают лицензии на медицинскую деятельность. Альтернативным вариантом может стать консультация у посредников, работающих в этой сфере.

Документы

Список бумаг, необходимых для оформления лицензии, очень широк. В частности, для юридического лица он выглядит так:

  • Учредительные документы
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора
  • Документы, свидетельствующие о праве собственности на помещение. Или договор аренды.
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Документы на персонал и оборудование

Каждый элемент списка содержит множество составляющих. Например, документы на персонал – это дипломы, приказы о назначении на должность, сертификаты, удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, медицинские книжки и многое другое. При подаче бумаг на получение лицензии они непременно должны присутствовать.

Что входит в процесс лицензирования

Процедура оформления разрешения на медицинские услуги состоит из нескольких этапов.

В первую очередь, выбирается вид лицензии. Определяется перечень работ и услуг, которые будет оказывать соискатель (предприятие или индивидуальный предприниматель). Далее устанавливается его соответствие нормативным требованиям и проводится ревизия предприятия лицензирующим органом. Если недостатков не обнаружено, то в течение 45-ти дней соискатель получает разрешение на ведение медицинской деятельности.

Переоформление лицензии

Иногда юридическим или физическим лицам требуется переоформление разрешения на медицинские услуги. Причиной такого решения могут стать:

  • Внесение изменений в список работ, указанных в лицензии
  • Выполнение новых услуг
  • Осуществление вида деятельности по адресу, не указанному в разрешении

Лицензирующий орган принимает решение по переоформлению документа в течение десяти рабочих дней. Эта услуга так же, как и получение разрешения на ведение медицинской деятельности, платная. Сумма определяется государством. Соискатель должен оплатить пошлину перед получением документа.

Нюансы процедуры

Соискателям необходимо помнить о том, что в процессе оформления лицензии существуют промежуточные стадии. Например, получение разрешений в сопутствующих службах. Поэтому период подготовки может затянуться надолго. Для снижения временных потерь можно обратиться к посредникам. Они помогут оформить необходимые документы и возьмут решение всех вопросов на себя. В таком случае процесс подготовки к лицензированию займет минимум времени. Если есть желание заняться процессом самостоятельно, то можно воспользоваться государственными услугами и обратиться в лицензирующий орган напрямую.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 рублей;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Законом о лицензировании установлен категорический запрет требования лицензирующим органом от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом о лицензировании. Таким образом, можно говорить о закрытом перечне документов, представляемых для лицензирования. Данное положение подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу N А12-20550/05-С15-5/30).

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке лицензионного контроля, предусмотренном ст. 12 Закона о лицензировании.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

В настоящее время большинство Положений о лицензировании отдельных видов деятельности содержит срок рассмотрения заявления 60 дней. Данное положение обусловлено тем, что указанные Положения были утверждены до принятия Федерального закона №80-ФЗ, которым срок рассмотрения лицензирующим органом уменьшен до 45 дней. В связи с этим применению подлежат нормы Закона о лицензировании.

Согласно ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 1000 рублей. Однако за предоставление лицензии за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи - 100000 рублей за каждую лицензию;

за предоставление лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 10000 рублей за каждую лицензию.

Перечислять госпошлину за получение лицензии фирма может только от своего имени по безналичному расчету. К такому выводу пришел Минфин в письме от 26 декабря 2005 г. №02-05-03/3452.

Чиновники указали, что компании обязаны самостоятельно уплачивать налоги (п. 1 и 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, пошлина не может быть внесена физическим лицом наличными деньгами через Сбербанк. Однако судебная практика сложилась по-иному: суды подтверждают, что пошлину можно уплатить и через Сбербанк, если правильно оформить платежку (в графе «Принято от…» нужно указывать наименование организации, а не фамилию лица, вносящего денежные средства).

В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензирующего органа;

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании);

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии», в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

Статьей 9 Закона о лицензировании установлены следующие основания отказа в предоставлении лицензии:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Данное положение Закона о лицензировании подтверждается и арбитражной практикой.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Таким образом, можно говорить о том, что Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2004 г. по делу N Ф04/1637-339/А03-2004 говорится о том, что отказ в предоставлении лицензии на занятие сыскной деятельностью при отсутствии других оснований по тому мотиву, что юридические лица (кроме объединений частных детективных предприятий) не имеют права на получение указанной лицензии, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности. В данном случае истцу удалось отстоять свое право на занятие указанным видом деятельности, настаивая только на формальном основании, а именно: Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Соискатель вправе обратиться в вышестоящий орган либо в суд. При этом отказ вышестоящего органа не препятствует разрешению дела по существу в суде.

В настоящее время лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с новым Порядком лицензирования ФСФР России, утвержденным Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. №07-21/пз-н.

Как и действовавший ранее нормативный правовой акт ФСФР России, новый Порядок лицензирования ФСФР России регулирует отношения, возникающие между ФСФР России и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, перечисленных в гл. 2 Закона «О рынке ценных бумаг». В нем сохранены все основные требования к процедуре лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также основные лицензионные требования и условия ее осуществления, которые были установлены в действовавшем ранее Порядке лицензирования ФСФР России. Немногочисленные изменения в основном имеют «косметический» характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

  • 1. Изменился срок выдачи лицензии соискателю, который не имел лицензии на осуществление профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Ранее при первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдавалась лицензия сроком действия три года. Лицензия без ограничения срока действия могла быть выдана только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя имелась лицензия сроком действия три года на момент принятия решения ФСФР России о выдаче лицензии без ограничения срока действия. Теперь уже при первичном обращении за получением лицензии соискателю сразу выдается лицензия без ограничения срока действия (п. 1.6). Те же организации, которые в свое время получили срочную лицензию, вправе получить бессрочную лицензию (п. 2.16). Для этого им необходимо представить в ФСФР России следующий комплект документов: заявление на выдачу лицензии, составленное на бланке соискателя лицензии; анкету, заполненную на основании данных по состоянию на дату представления заявления (наименование и место нахождения соискателя лицензии, указываемые в анкете, должны соответствовать сведениям, указанным в учредительных документах соискателя лицензии); платежное поручение (квитанция в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с Налоговым кодексом РФ (документ должен содержать отметку банка об исполнении соискателем лицензии обязанности по уплате государственной пошлины). Документы следует представить в ФСФР России не ранее чем за 30 рабочих дней до даты окончания срока действия лицензии. Установлено, что ФСФР России должна рассматривать представленные документы в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их представления.
  • 2. Расширен перечень оснований для допуска лиц к руководству текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг. Ранее занимать должность единоличного исполнительного органа лицензиата было вправе лицо, имеющее опыт (не менее 1 года) руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Теперь руководить деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг вправе также и те лица, которые имеют годовой опыт руководства отделом или иным подразделением организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Должностными обязанностями такого лица должно было быть предусмотрено принятие (подготовка) решений по вопросам в области финансового рынка (пп. 3.1.6). Документы, подтверждающие соответствие единоличного исполнительного органа данному требованию, представляются соискателем в комплекте документов для лицензирования, направляемом в ФСФР России (пп. 2.1.15).
  • 3. Ранее лицензиат, совмещающий профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оценочной деятельностью и / или оказывающий услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, должен был иметь самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится осуществление оценочной деятельности и / или оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Теперь осуществление оценочной деятельности лицензиатом не требует создания в его организационной структуре специального подразделения, осуществляющего этот вид деятельности. При этом в случае, если лицензиат совмещает профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оказанием услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, то самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, по-прежнему должно быть создано.
  • 4. Установлено, что при повторном представлении комплекта документов в лицензирующий орган для получения лицензии государственная пошлина, взимаемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, оплачивается соискателем лицензии повторно (п. 2.19).
  • 5. Уточнен порядок принятия решения об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата. В частности, установлены случаи, когда решение об аннулировании лицензии не может быть принято. Такое решение не может быть принято в период проведения лицензирующим органом (его региональным отделением) выездной проверки, которая не завершена, либо по итогам проведения которой лицензирующим органом (его региональным отделением) не принято решение. Также решение об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата не может быть принято, если действие соответствующей лицензии лицензиата приостановлено (п. 6.11). При этом изменен срок уведомления о решении лицензирующего органа об аннулировании либо об отказе в аннулировании лицензии. Если ранее такое уведомление должно было направляться лицензиату в течение трех рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований аннулирования, либо отказа в аннулировании лицензии, то теперь - в течение пяти рабочих дней (п. 6.11).
  • 6. Изменен порядок выдачи бланков лицензий лицензиату. Ранее лицензиат мог получить бланк лицензии как непосредственно в ФСФР России, так и в ее территориальном органе. Теперь же бланк лицензии выдается исключительно территориальными органами ФСФР России (п. 7.3).

Перечисленными выше новеллами исчерпываются практически все отличия нового Порядка лицензирования ФСФР России.

Многие интересуются, как получить лицензию на ту или иную деятельность. На самом деле процесс не такой уж и простой. Особенно если заранее не побеспокоиться о нюансах лицензирования деятельности. Далеко не все типы работы требуют получения лицензии. И этот факт требуется учитывать. Сегодня предстоит выяснить все, что только касается получения упомянутого документа. Порядок оформления бумаги будет рассмотрен на примере лицензирования деятельности охранника, а также на примере получения лицензии на оружие. Эти 2 процесса серьезно отличаются друг от друга. Так что о лицензиях должен знать каждый гражданин? На что обратить внимание? Каков порядок получения документа?

Описание

Все чаще и чаще граждане думают над тем, как получить лицензию. Но что это за документ такой? Не понимая этот нюанс, нельзя в полной мере утверждать о том, что человек знает, что делает.

Лицензия - своеобразное разрешение на что-либо. Например, на ведение какой-либо деятельности в пределах России. Или на ношение конкретного оружия. Крайне важный документ.

Перечень типов деятельности, которые подразумевают оформление указанного документа для работы, можно увидеть в ФЗ №99 "О лицензировании отдельных типов деятельности" от 4.05.2011 г. Например, если человек планирует заниматься охранной или детективной работой, он должен получить на это разрешение. Сейчас активно ведутся обсуждения лицензирования психологов. Но пока что подобное нововведение - это лишь слухи. Как получить лицензию? Что должен знать каждый гражданин о данном процессе? Например, уже стало понятно, что та или иная работа требует оформления указанной бумаги. Что дальше?

Куда обращаться за помощью

Далее необходимо разобраться, куда обращаться за помощью. Все чаще и чаще граждане начинают спрашивать, где получить лицензию. Вопрос интересный. Ответить на него однозначно не получится. Ведь современному населению предлагается небольшой выбор мест для реализации поставленной задачи.

Среди наиболее распространенных организаций, которые занимаются выдачей лицензий, стоит выделить:

  • многофункциональные центры (не всегда и не во всех городах);
  • портал "Госуслуги";
  • частные лицензирующие фирмы;
  • лицензирующий орган (например, МВД или МЧС).

Довольно часто последний вариант развития событий имеет место. Основная проблема - точно понять, при какой деятельности и куда обращаться. Например, Росздравнадзор ведет лицензирование фармацевтической деятельности, а МЧС - пожарной. Данные особенности стоит уточнять, например, в МФЦ. Там окажут консультацию относительно того, где получить лицензию на ту или иную работу. Во многофункциональные центры тоже очень часто обращаются ради реализации поставленной задачи.

Могут ли отказать

Стоит обратить внимание на то, что если человек задумался, как получить лицензию, придется подготовиться заранее. Почему? Это далеко не самый простой процесс. И лицензирующая организация имеет право отказать в выдаче документа.

Обычно после подачи заявления установленного образца с определенным пакетом бумаг придется подождать некоторое время. Приблизительно 3-5 дней ожидания решения, следующего после проверки бумаг. В конечном итоге или гражданин приходит и получает свидетельство, или ему отказывают с обоснованием решения. Это обязательный нюанс.

При всем этом у гражданина будет 30 дней на исправление ситуации. Если ошибки устранены, то лицензия будет выдана. Разумеется, как только причина отказа будет исчерпана, необходимо обратиться с доказательствами в лицензирующий орган. Доказательства рассматриваются на протяжении 45 дней. Но этот срок может увеличиваться. Касается первичного рассмотрения заявления. Поэтому не стоит думать, что получение указанного документа - быстрый процесс. Придется набраться терпения. Но как получить лицензию? О каких еще особенностях должен знать каждый гражданин?

Контроль

Например, если человек все-таки получил лицензию (или организация сделала это), то придется смириться с тем, что деятельность будет контролироваться. Что это значит? Владельцев организаций ждут разнообразные проверки лицензирующих органов. О требованиях, которые выдвигаются в основном к организациям для ведения той или иной деятельности. немного позже. Но стоит отметить, что соответствие выставленным запросам регулируется тщательно. И указанный документ могут аннулировать в ходе плановой или внеплановой проверки.

Например, управляющие компании, получившие лицензию, в обязательном порядке подвергаются контролю. Для каждого типа деятельности существует свой специальный график плановых проверок. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. Иными словами, за указанные периоды проводится 1 проверка на соответствие требованиям.

Управляющие компании, получившие лицензию, должны проходить планово через указанный процесс раз в 3 года. Но есть ситуации, при которых соответствующие комиссии способны приехать раньше.

О внеплановых проверках

Перед тем как задумываться над получением лицензии, каждый человек должен понимать - вести свою работу придется с соблюдением всех установленных правил. Ведь плановые проверки - это не единственный способ контроля. Иногда соответствующие службы способны выезжать на внеплановые мероприятия.

Когда такое возможно? Среди наиболее распространенных вариантов развития событий выделяют:

  • истечение срока, отведенного на устранение тех или иных нарушений;
  • при заявлениях в лицензирующие органы на наличие нарушений;
  • конец срока действия лицензии или приостановление действительности документа;
  • самостоятельная просьба организации или гражданина;
  • если есть приказ лицензирующего органа.

Чаще всего имеют место жалобы. Именно поэтому рекомендуется тщательно следить за деятельностью и выполнением работы. Иначе комиссия с проверкой может появиться довольно неожиданно.

Требования к организациям и ИП

Теперь понятно, где можно получить лицензию, а также к чему стоит заранее подготовиться. Ведь некоторые полагают, что на оформлении соответствующего пакета документов все проблемы заканчиваются.

Как оформляется лицензия? Дело все в том, что многое зависит от типа деятельности. К каждому труду выдвигаются свои требования. Чему должен соответствовать предприниматель, если, к примеру, он хочет открыть оргнизацию, которая занимается врачебной деятельностью?

В данном случае придется учитывать следующие особенности:

  1. В собственности или в аренде должно находиться помещение, пригодное для осуществления деятельности.
  2. У предпринимателя должно быть установлено все необходимое медицинское оборудование для оказания тех или иных услуг.
  3. Руководители и ответственные лица в обязательном порядке должны иметь высшее образование, причем медицинское. Квалификация при этом - соответствовать направлению работы. И общий стаж в медицинской области - 5 лет.
  4. При наличии работников со всеми заключаются трудовые договоры.
  5. Контроль качества и безопасности. Это наиболее важный пункт, которому предприниматель должен уделить отдельное внимание. Очень часто проверки именно к этой составляющей проявляют интерес.

Похожие требования выдвигаются к любому типу деятельности. Поэтому, если человек задумался над тем, чтобы получить лицензию в Москве или любом другом городе, придется сначала:

  • получить необходимое образование;
  • обеспечить помещение и оборудование для деятельности;
  • удостовериться в обеспечении безопасности работникам и клиентам;
  • заключить договоры с подчиненными.

Документы для ИП или организаций

Среди бумаг выделяют:

  • заявление установленного образца;
  • учредительные документы, копии (заверяются нотариусом);
  • бумаги, которые необходимы для конкретного типа деятельности (их перечень узнают в лицензирующем органе);
  • опись документов, приложенных к заявлению.

Основной принцип получения документа понятен. Теперь стоит разобраться, как получить лицензию охранника или на оружие. Что предстоит сделать? На самом деле все не так трудно.

Для охранников

Где получить лицензию охранника? Требуется обратиться в ЛРО с определенным пакетом бумаг. Кроме того, следует обратить внимание, что охранная деятельность - это куда большие проблемы для гражданина. Почему? Придется заблаговременно подумать над тем, какую категорию гражданин хочет получить. У охранников имеется несколько разрядов. В зависимости от них придется проходить через те или иные процедуры.

Как получить лицензию охранника? Если не задумываться над разрядом, то можно выделить следующий алгоритм действий:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Стоит сообщить, что планируется получение лицензии охранника.
  2. Обучение в академии. Обычно длится несколько месяцев.
  3. Сдача экзаменов в зависимости от того или иного разряда охранника.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, заключение комиссии в академии, справки о состоянии здоровья, фотографии.
  5. Подача заявления в ЛРО с пакетом бумаг.
  6. Получение документа установленного образца при положительном решении.

Теперь понятно, где можно получить лицензию на ведение охранной деятельности. А что делать с оружием? Каким образом гражданин имеет право на законных основаниях носить с собой, к примеру, пистолет?

Оружие

Данный вопрос требует довольно серьезного подхода. Если человек задумался над тем, как получить лицензию на оружие, стоит руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Определиться с типом оружия, который хочется носить. Лучше всего делать это в оружейном магазине. Работник сможет помочь в определении типа лицензии, которую требуется получить.
  2. Для хранения оружия придется установить сейф. Такое требование очень часто выдвигается.
  3. Человек должен пройти медицинскую комиссию. Обязательно прохождение психиатра.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, мед.заключение, справки о наличии сейфа, документы об отсутствии судимости, фотографии, заявление, охотничий билет (если речь идет об охотничьем оружии).
  5. Подача заявления в ЛРО и ожидание решения.
  6. Получение лицензирующего сертификата.

На самом деле ничего трудного или особенного нет. Отныне понятно, как получить лицензию на оружие или на какую-то деятельность. Рекомендуется более точную информацию по каждому типу работ уточнять в соответствующих органах.

В сентябре 2013 г. вступила в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. Наряду с остальными положениями, значительным изменениям подверглась статья о лицензировании образовательных организаций. Этот пункт крайне важен, поскольку учебные центры (школы танцев, курсы иностранных языков, йога-студии, центры творчества) функционируют в общей системе образования.

Каким организационно-правовым формам необходима лицензия?

Согласно Закону, лицензированию подлежат практически все организации, ведущие образовательную деятельность (ст. 91, п. 2): «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно».
Еще одно новшество – индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны были получить лицензию до 01.01.2014 г. (ст. 108, п. 10).

Какая деятельность подлежит лицензированию?

Спектр видов образования, согласно новому закону «Об образовании», достаточно широк (ст. 91, п. 1): «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования». Лицензия на курсы иностранных языков необходима так же, как и для школы танцев.

Кто выдает лицензию?

Выдача образовательных лицензий происходит на двух уровнях (ст. 91, п. 3): «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования». Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В Москве исполнительным органом является Департамент образования города Москвы.

Перечень необходимых документов

  • Устав (нотариально заверенная копия);
  • Свидетельства о государственной регистрации и вносимых изменениях (нотариально заверенные копии);
  • Решение о создании и изменениях (копии, заверенные руководителем);
  • Правоустанавливающие документы на помещения, задействованные в образовательном процессе;
  • Сведения об организации образовательного процесса (сформировать файл):
  • 1.1. Наименование программы.
    1.2. Срок освоения.
    1.3. Вид, уровень образования.
    1.4. Преподаватель, ведущий.
    1.4.1. Ф.И.О.
    1.4.2. Базовое образование, повышение квалификации, переподготовка.
    1.4.3. Ученая степень, квалификационная категория, почетное звание.
    1.4.4. Педагогический стаж общий (из них по данной дисциплине).
    1.4.5. Основное место работы, должность; условия привлечения к трудовой деятельности в организации.
  • Материально-технические средства, которые используются (компьютеры, проекторы, библиотечный ресурс и т.п.).
  • Заключения СЭС и МЧС.

  • Для индивидуальных предпринимателей данный список актуален, за исключением пунктов, относящихся к юридическим лицам (Устав, Решение о создании).

    Сроки и оплата

    Срок подготовки документов на лицензирование – от 3 рабочих дней. Срок рассмотрения документов лицензирующим органом составляет 45 рабочих дней. Лицензионный сбор (с 2013 г.) составляет 6000 руб. Отдельно оплачивается счет по работе экспертной комиссии (порядка 6000 руб.)

    К какому сроку необходимо иметь лицензию?

    Для индивидуальных предпринимателей срок оформления лицензии 1 января 2014 года. Все остальные виды организаций обязаны оформить лицензию до 1 января 2016 года. Действие лицензий на образовательную деятельность, выданных ранее, продолжается. Переоформить их необходимо до 01.01.2016 г. (ст. 108, п. 9).

    Стоит ли обращаться к посредникам?

    За оформление образовательной лицензии фирмы-посредники берут от 30 000 руб. до 100 000 руб. Если фирма-посредник работает без использования коррупционных схем, тогда Вам все равно придется собирать весь пакет документов, и времени Вы не сэкономите. Фирма-посредник лишь помогает определить список документов. Проверка ваших помещений со стороны МЧС и СЭС также займет положенное время. Получить образовательную лицензию очень быстро не получится. Если фирма-посредник обещает оформить лицензию «под ключ» за 2 дня, в этом случае Вы, заказывая их услуги, поддерживаете коррупцию. Для проведения предварительной экспертизы документов можно сходить на бесплатную 15-минутную консультацию в департамент образования. Вам грамотно расскажут все детали, но придется постоять в очереди минут 30-40.

    Наказания за работу без лицензии

    За осуществление образовательной предпринимательской деятельности без лицензии можно быть привлеченным к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Наказанием по этой статье может быть штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, арест на срок до полугода. Если будет доказано, что деятельность осуществлялась группой лиц по предварительному сговору, то штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, а осуждение к принудительным работам и лишению свободы на срок до 5 лет.

    Можно ли выдавать ученикам сертификаты?

    П.15 статьи 60 прямо говорит, что теперь учебные центры имеют право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, даже медали: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

    Случай из практики - тренинговый центр

    «Когда начали заполнять документы, то выяснили много интересных подробностей, например, учебную программу можно указывать любую. Основное время ушло на инспекцию помещений, пришлось даже измерять уровень микробов и показывать план эвакуации при пожаре. Не говорите СЭС, что Вы используете компьютеры! Иначе могут заставить измерять уровень излучения. Кстати, лицензия выдается бессрочная. Но, если срок аренды помещения ограничен, тогда лицензию могут дать на срок аренды».
    Анастасия Фомина, руководитель тренингового центра «Национальный проект», Москва

    Ещё один случай из практики - курсы иностранных языков

    «Проверка помещений – совершенно непредсказуемый процесс, может занять несколько недель, это как повезет. Все остальное довольно просто, на сбор остальных документов ушел всего один день. Получить образовательную лицензию для курсов иностранных языков оказалось проще, чем мы думали».
    Кристина Гугняева, руководитель курсов иностранных языков «Deutschkurse», Москва

    Резюме

  • образовательная лицензия необходима всем юридическим формам, кроме индивидуальных предпринимателей, которые не нанимают преподавателей
  • лицензия необходима всем видам учебных центров: курсам иностранных языков, школам танцев, тренинговым центрам и прочим.
  • лицензию необходимо оформить до 1 января 2016 года. Для индивидуальных предпринимателей срок 1 января 2014 года.
  • обращаться к посредникам не стоит. Легальным путем посредники не смогут быстро получить одобрение МЧС и СЭС.
  • самый сложный этап – получение справок от МЧС и СЭС для ваших помещений
  • обычно на весь процесс подготовки документов уходит 1-2 недели
  • Получение лицензий на образовательную деятельность – достаточно трудоемкий процесс. Вместе с тем, ее наличие необходимо для работы и, в итоге, дает обладателю ряд преимуществ:
  • - легализует деятельность образовательного учреждения;
    - подтверждает должный уровень учебного центра (наличие аудиторий, средств обучения и т.д.), что укрепляет деловую репутацию организации;
    - дает право учебному центру выдавать своим слушателям документ собственного образца о прослушанных курсах, что является дополнительным маркетинговым инструментом.