Административные взыскания применяют. Понятие и виды административных взысканий

РАЗДЕЛ ІІІ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Глава 6
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания
1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.
2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.
3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6.2. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи.
3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом.

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания
1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
3. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 6.4. Предупреждение
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф
1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
2. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин. Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не ниже пяти десятых базовой величины.
7. Положение части шестой настоящей статьи не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Статья 6.6. Исправительные работы
1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.
3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.7. Административный арест
1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.8. Лишение специального права
1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
2. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Статья 6.9. Лишение права заниматься определенной деятельностью
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 6.10. Конфискация
1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
2. Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Статья 6.11. Депортация
Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Статья 6.12. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения
1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
2. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена их конфискация.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.



3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения , состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Институт профессиональных инноваций

Факультет "Юридический"

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа на тему:

"Виды административных взысканий"

| |выполнила студентка |
| |III курса Доноева Т.А. |
| |Проверил___________ |
| |____________________ |

г. Улан-Удэ

Введение

Глава 1. Виды административных взысканий

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий


Заключение
Список использованной литературы

Введение

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания – это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской
Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
Федерации в порядке, установленном её законодательством.

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такое взыскание, как:

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата;

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Глава 1. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание).
Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть несколько вариантов определения размеров штрафов.
В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).
Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).
Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до 5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).
Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).
Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 тысяч минимальных окладов.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм.
Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом.
Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15 суток, а максимальный – три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера.
Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 501 Уголовного кодекса за завершение действий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП - в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения
(ст. 245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса, может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий.

В главе 4 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

1. законность;

2. целесообразность;

3. своевременность, оперативность воздействия;

4. сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа
(должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного.
Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя, добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень открытый, т.к. могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретных данных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список.

Глава 3. Срок давности наложения административных взысканий

Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение.
Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.

Из общего правила предусмотрено два исключения:

1. при фактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;

2. в случае отказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться не двум, а одному месяцу.

Таким образом, названы три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности действует при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношении иных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых за нарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

Заключение

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Таможенный кодекс

5. Ведомости. 1992, № 2

6. Ведомости. 1992, № 10

7. Ведомости. 1992, № 34

8. Ведомости. 1992, № 47

9. Сборник законов. 1994, № 7

10. Сборник законов. 1994, № 35

11. Сборник законов. 1995, № 14

12. Сборник законов. 1995, № 22

13. Сборник законов. 1995, № 30

14. Сборник законов. 1995, № 34

15. Сборник законов. 1996, № 17
-----------------------
1 Сборник законов РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
Сборник законов. 1995. № 22. Ст. 1977.


Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цель - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: 1) предупреждения; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения; 4) конфискация орудием совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) административный арест, 7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)дисквалификация; 9)Административное приостановление деятельности.
1. Предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.
2. Административный штраф - взыскание имущественного (денежного) характера может выражаться в величине кратной: 1)минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), при этом не менее одной десятой и не более 25 МРОТ на граждан, 50 на должностных лиц, 1000 юридических лиц; 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
В соответствии с законодательством РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам для которых охота и рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Назначается судьей.
4. Конфискация - это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.
5. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 1 месяца до двух лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством (управление в состоянии опьянении, и др.). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима ЧП или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Назначается судьей. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, либо контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан или лиц без гражданства. Административное выдворение назначается судьей или соответствующими должностными лицами.
8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Административное наказание устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается судьей.
9. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Назначается судьей только в случаях предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Устанавливается на срок до 90 суток.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Законодательством (ст.3.3.КоАП РФ) административные взыскания делятся на: основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, административный арест, и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, а так же административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие ответственность:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
-предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
-совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства.
Обстоятельства, отягчающие ответственность:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Освобождение от административной ответственности возможно по причинам малозначительности проступка, либо с передачей материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива.
Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса РФ об Административных правонарушениях (2001г.), законодательными актами РФ, субъектов РФ, подзаконными актами. В отличие от гражданского и уголовного процесса административный процесс не дифференцирован по стадиям, и выделение стадий производится теоретически:
- возбуждение дела и административное расследование;
- рассмотрение дела;
- вынесение решения по делу;
- исполнение решения;
- обжалование и опротестование решения.
Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Литература
Правоведение: Учебник для неюридических вузов/ Под ред. О.Е.Кутафина М.: Юристъ, 2004, С.289-316.
Давыдов Ю.Г. Правоведение в вопросах и ответах: учеб пособие. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005, С.94-111.
Основы права: Учебник/ З.Г. Крылова, Э.П.Гаврилов, В.И.Гуреев и др. М.:Высш.шк., 2001, С.31-49.
Четвериков В.С. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб.- М.: Изд-во Проспект, 2005, С. 282-292.
Воронцов Г.А. Правоведение. Учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003, С.39-48.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях /Полный сборник кодексов Российской Федерации 21 действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями (по состоянию на 1 марта 2005 года). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005.С.198-260.

Административная ответственность возникает при несоблюдении требований законодательства юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Первичной мерой ответственности является наложение штрафа за совершение того или иного нарушения, прописанного в российском законодательстве. Его уплата позволит избежать негативных последствий и рецидивов.

Что это такое

При наличии факта совершения правонарушения происходят следующие действия:

  • Составляется протокол;
  • В течение суток документ направляется судье или должностному лицу;
  • Осуществляется рассмотрение дела;
  • Выносится административное наказание в виде штрафа.

Также судом может быть принято решение о прекращении производства по делу согласно п. 1 ст. 29.9 КоАП. Таков порядок наложения административного наказания.

Понятие административного взыскания можно трактовать как меру ответственности или государственного принуждения, применяемых от имени государства на основании решений уполномоченных органов в отношении лица, совершившего административное правонарушение.

Классификация

Любая отрасль законодательства, за нарушение охраны труда, также пожарная безопасность, страховые службы, налоговые инспекции, миграционные службы и другие.

При совершении нарушения в любой из этих сфер предусмотрена ответственность, рассматриваемая как административное нарушение.

Виды административных взысканий подразделяются.

Характеристики меры воздействия определяются исходя из тяжести совершенного деяния.

Таким образом, определяется основной вид административного взыскания, имеющего свои меры наказания, а именно:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • изъятие предмета, ставшего орудием или объектом административного правонарушения;
  • лишение права, имеющегося у гражданина, например на управление транспортным средством, занятие охотой и другие;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ;
  • мероприятия по дисквалификации;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

За незначительные проступки может быть определена мера взыскания в виде предупреждения, вынесенного в письменной форме.

Назначение наказания

При назначении административного обязательства судом и другими уполномоченными органами учитываются следующие моменты:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение лица;
  • наличие обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.

Назначение административного наказания отличается следующими нюансами:

  • величина штрафа не может превышать ½ часть от его минимального размера, предусмотренного для юридических и физических лиц КоАП;
  • назначение наказания не освобождает лицо от ответственности;
  • за одно и то же правонарушение нельзя понести наказание дважды.

Если лицо совершило административное правонарушение дважды, то законом предусмотрено наказание за каждый из них.

Основные правила назначения наказания:

Суд вправе назначить дополнительные административные наказания в зависимости от вида правонарушения и соответствующих санкций.

Сроки

Неуплата штрафных санкций приводит к следующим последствиям:

  • увеличение суммы в два раза (закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ);
  • арест на 15 суток;
  • исправительные работы;
  • передача дела в Службу судебных приставов.

Каждый вид штрафа имеет сроки исполнения, исчисляемыми сутками, днями, месяцами и годами. При нарушении сроков дело может быть передано в ФССП. Данная служба предлагает исполнить обязательство добровольно в течение пяти дней. В противном случае будет взыскана неустойка в размере 7% от суммы задолженности или арестован счет.

Приказ об административном взыскании выносится судьей или другим подведомственным органом.

Видео: Терминал для оплаты

Административные взыскания и виды ответственности

К ответственности могут быть привлечены разные категории лиц. Исходя из этого, определяется вид ответственности.

Только после получения соответствующего уведомления нарушитель получает соответствующий вид ответственности, подразумевающее конкретное административное взыскание.

Принципы, которым должна отвечать сфера применения административных взысканий, подразделяются на:

  • законность;
  • необратимость действия закона;
  • невозможности дважды привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение;
  • разумность сроков выполнения санкций;
  • право лица на защиту;
  • наличие у административного органа обязанности предоставлять доказательства.

Возможность обжалования решения суда.

Признаки административных взысканий это:

  • мера ответственности, установленная государством;
  • применение только за совершение административного нарушения;
  • относится к юридическим и физическим лицам, признанным виновными в совершении деяния.

Административное взыскание в любом случае влечет за собой правовые последствия, где лицо подвергается административному наказанию.

Давность привлечения к ответственности

Для каждого вида нарушения предусмотрен срок вынесения постановления. Сроки определяются со дня обнаружения правонарушения и фиксирования его соответствующим документом.

При удовлетворении судом ходатайства по делу, сроки давности приостанавливаются до момента полного рассмотрения дела. Два месяца дается на наложение административных санкций со дня, когда было совершено правонарушение.

При получении штрафа за нарушения, связанные с управлением транспортного средства, срок уплаты составляет 20 дней. В этот период можно уплатить штраф с 50% скидкой.

Возможность обжалования

Возможности обжалования и полного избавления лица от штрафов возможно в следующих случаях:

  • при фиксации нарушения при управлении транспортным средства будут представлены доказательственные факты нахождения другого лица при управлении транспортным средством;
  • противоправные действия других лиц;
  • невменяемость;
  • наличие смягчающих обстоятельств.

К последним действиям можно отнести:

  • раскаяние нарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • сообщение о совершении деяния и оказание содействия уполномоченному органу;
  • предотвращение последствий;
  • добровольное возмещение ущерба.

Снятие наказания возможно, если нарушение было совершено:

  • при добровольном исполнении постановления по делу об административном нарушении;
  • в состоянии аффекта;
  • несовершеннолетним лицом;
  • беременной женщиной.

Судья, должностное лицо и уполномоченный орган рассматривают все детали причины совершения противоправного действия и принимают решение о признании смягчающих обстоятельств или наложении административного взыскания.

Жалоба и ходатайство может быть подано не позднее 10 дней с момента вынесения решения об административном нарушении. Документ составляется в свободной форме с указанием достоверных сведений, позволяющих установить отсутствие совершения нарушения или позволить смягчить наказание.

Необходимость применения и исполнения

Административные санкции позволяют добиться следующих результатов:

  • воспитательные цели;
  • уважение закона;
  • предупреждение о возможности получения более суровых наказаний.

За счет вынесения административного взыскания никто не вправе унижать человеческое достоинство, причинять страдания и наносить вред репутации физическому или юридическому лицу.

Прежде всего, административное право преследует меры морального, а потом уже материального воздействия на нарушителя.

Административные взыскания могут быть установлены в различной форме. Все зависит от вида самого нарушения и лица его совершившего. Лицо всегда может обжаловать вынесенное уполномоченным органом решение о совершении деяния. При неоплате штрафа процедурой взыскания будет заниматься ФССП. Это может привести к увеличению суммы штрафа и арестом счета.