Срок альтернативной гражданской службы для граждан. Срок альтернативной службы

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В нашей стране освобождение от воинской повинности появилось еще в 18 в. Екатерина II разрешила религиозной общине меннонитов вместо армейской службы работать пожарными , лесниками и мастеровыми в морском ведомстве , то есть Российская Империя была первым государственным образованием , которое позволило своим подданным отказываться от военной службы .

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
в вопросах и ответах

Альтернативная служба - что это?

Альтернативная гражданская служба является легальной (законной ) возможностью отказаться от службы по призыву , заменив ее на обычный труд в гражданской сфере или в воинской части , но не в качестве военнослужащего , а в качестве наемного работника . Такая служба , как и любая другая трудовая деятельность , регламентируется не уставом , а трудовым кодексом , то есть во время альтернативной службы выплачивается зарплата и на служащего распространяются все социальные гарантии , включая оплачиваемый отпуск .

Кто может рассчитывать на замену армейской службы альтернативной гражданской ?

Любой молодой человек может выбрать альтернативную службу в том случае , если он :
- считает , что армия противоречит его внутренним убеждениям или религиозным принципам ;
- является представителем малочисленного коренного этноса , при этом ведет традиционный для этого народа образ жизни , включая традиционное хозяйствование и традиционный промысел .
Закон не уточняет , какими именно должны быть убеждениями . Обычно это антивоенные , политические , миротворческие , философские , моральные , этические убеждения , или их взаимодополняющее сочетание . Поэтому , шанс на альтернативную службу есть не только у верующих любой конфессии , но и любой молодой человек , если он желает приносить пользу обществу мирным трудом .

Как долго надо служить ?

1 г. 9 мес. - «на гражданке »
1 г. 6 мес. - в качестве гражданского персонала в воинских частях .
Во время службы предоставляется два отпуска .

Как попасть на альтернативную службу ?

Необходимо написать заявление с обоснованием своего желания пройти АГС вместо армейской и подать его в отдел того военкомата , где вы стоите на учете . К заявлению нужно прикрепить автобиографию и характеристику с места работы или учебы .

В какие сроки необходимо подавать заявление на альтернативную службу ?

Ст . 11 ФЗ «Об АГС » определяет следующие сроки :
- до 1 окт. - если ты должен призываться весной следующего года ;
- до 1 апр. - если ты должен призываться осенью текущего года .

Из всякого правила есть исключения . Молодые люди , пользующиеся отсрочкой , которая должна закончиться после окончания очередного призыва , но основание для отсрочки досрочно исчезли , могут написать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки .
Например , если ты студент и пользовался отсрочкой для обучения , но по какой-либо причине был отчислен из вуза , то у тебя есть 10 дней для подачи заявление об альтернативной службе в военкомат с момента Ректором приказа об отчислении .

Соблюдать сроки подачи заявления важно , т.к. призывные комиссии очень любят выносить отказные решения из-за несвоевременной подачи заявления , хотя призывные комиссии имеют право признавать пропуск срока уважительным .

Конституционный суд РФ еще в 2006 г. указал , что данные сроки не являются окончательными , и необходимы для удобства органов , занимающихся организацией альтернативной службы , а не для того , чтобы лишать гражданина его права на замену армейской службы на альтернативную службу (определение КС РФ от 17 октября 2006 года N 447-О)

Можно ссылаться на это определение и в призывной комиссии , и, при необходимости , в судах .
Что делать , если призывная комиссия отказала в замене армейской службы альтернативной ?
Такое решение можно обжаловать в суде . При этом выполнение решения приостанавливается , пока решение суда не вступит в законную силу .

Может ли православный заменить военную службу на АГС?

Да , так как данное право индивидуальное , а не коллективное . Даже если РПЦ приветствует службу в армии , то у тебя могут быть свои личные , индивидуальные взгляды .

Необходимо ли предоставлять справки о принадлежности к какой-либо религиозной или антивоенной организации ?

Нет. В ст.11 ФЗ об АГС приведен исчерпывающий список обязательных документов : заявление , автобиография и характеристика . Другие документы можно прикладывать по своему желанию . (ст . 11 ФЗ об АГС).

Надо ли доказывать свои убеждения ?

Убеждения невозможно доказать , в принципе . Закон говорит о том, что необходимо обосновать , а не доказывать свое стремление заменить армейскую службу на альтернативную . Если соблюдены сроки подачи заявления , то призывным комиссиям сложно законно отказать в твоем праве . Доказывать должен не ты , что у тебя есть убеждения , а призывная комиссия , что у тебя их нет (см . ст . 12 ФЗ об АГС).

Я не годен по состоянию здоровья к службе в армии . Могут ли меня призывать на альтернативную службу ?

Призывник, который по состоянию здоровья не годен к армейской службе, так же не годен и к альтернативной, но, согласно закону об АГС, проходить мед. освидетельствование необходимо только после вынесения решения по заявлению (см. ст. 10 ФЗ об АГС)
Вызов на мед. освидетельствование до вынесения решения по заявлению - незаконно!

Как можно узнать, куда направляют проходить альтернативную службу?

Соответствующий список организаций и профессий ежегодно утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты и публикуется на сайте ведомства.
Сейчас список специальностей очень обширен. Молодые люди служат в лечебных учреждениях, на стройках, заводах, лесниками, в библиотеках. В Москве подавляющее число служит в почтовых отделениях. Есть даже такие экзотические места службы, как метеостанции, МЧС, цирки, театры.
При направлении должны учитываться образование, опыт работы, состояние здоровья, наличие семьи и детей.

Какие ограничения накладываются на гражданина, проходящего альтернативную службу?

Помимо обязанностей, указанных в Трудовом кодексе:

Нельзя по собственной инициативе отказаться от заключения трудового договора, или расторгать его.
- занимать руководящие должности;
- запрещено участвовать в забастовках;
- нельзя подрабатывать в другом месте;
- нельзя ни в каком виде, прямо или косвенно заниматься предпринимательством;
- без согласования с руководством выезжать из населенного пункта, в котором работает.

Какие преимущества есть у проходящего АГС в отличие от солдата?

Получает зарплату;
- находится на службе не круглые сутки, а только рабочее время, т.е. не более 40 часов в неделю.
- в отличие от солдата, имеет право на образование — по заочной или вечерней форме.
- свобода передвижения ограничивается не территорией воинской части, а населенным пунктом, в котором проходится служба.

Какие отношения с военкоматом возникают после прохождения гражданской службы?

Происходит зачисление в запас, при этом на военный сборы, прошедшего альтернативную службу призывать нельзя.

Альтернативная служба – это такой вид службы, при которой гражданин России выполняет трудовую деятельность на социальных объектах взамен срочной службы в армии.

Любой юноша России имеет право на альтернативную службу в армии, если его убеждения и вероисповедание идут вразрез с военной службой. А также выбрать её, может любой призывник, который не желает нести срочную службу на пользу Родине, а желает приносить пользу мирным путём.

Как получить право на альтернативную службу

Призывнику РФ, который желает пройти гражданскую альтернативную службу необходимо:

  • за 6 месяцев до начала призывной кампании необходимо прийти в военкомат и подать заявление об отказе на прохождение срочной службы, а заменой на альтернативную;
  • если у молодого человека была отсрочка и она преждевременно прекратилась (отчисление из учебного заведения), то заявление подаётся в течение 10 дней со дня потери отсрочки.Если юношу призывают в армию осенью, то заявление должно быть подано заранее, то есть весной и быть рассмотрено комиссией;
  • одновременно с заявлением подаётся автобиография и берётся с места работы характеристика. После подачи этих трёх документов в военкомат, призывнику выдадут справку, подтверждающую регистрацию заявления;
  • по правилам рассмотрение заявления проходит только в присутствии заявителя, после того как приняли решениепризывнику выдаётся документ с решением;
  • для прохождения гражданской службы призывнику необходимо также пройти медкомиссию, которая решит годен ли юноша для прохождения этой службы;
  • призывная комиссия определяет где призывник конкретно будет проходить службу на гражданке;
  • после всех этих процедур призывнику выдадут удостоверение, предписание, учётную карту и проездные документы.
  • С этой минуты он альтернативно служащий и обязан явиться в пункт сбора в назначенное время для отправки к пункту назначения.

Список профессий альтернативной службы

Перечень научных, гуманитарно-социальных, технических и рабочих специальностей, на которые может рассчитывать призывник–альтернативщик, формируется на основе предложений власти федеральной и региональных органов исполнительной власти. Поэтому Минтруд не занимается этим, он только утверждает этот перечень специальностей. В 2016 году количество специальностей для этих целей сократилось. Новый список состоит из 118 специальностей вместо 126 в 2015 году.

В список входят:

  1. Оленевод.
  2. Зубной техник.
  3. Лётчик.
  4. Водитель.
  5. Моляр.
  6. Повар.
  7. Слесарь
  8. Преподаватель.
  9. Помощник воспитателя.
  10. Санитар.
  11. Юрист-консультант.

Как было сказано выше список состоит из 118 специальностей. Полный список находится на Федеральном портале проектов нормативных актов.

Виды и срок службы

В соответствии с законами России альтернативная служба может проходить на различных государственных предприятиях. При этом любой вид работы идёт в страховой стаж. Новый закон о призыве в армию 2017 устанавливает срок службы в 1 год 8 месяцев.

Участие в этой программе имеют право принимать государственные и коммерческие ВУЗы, в которых есть военные кафедры. Студентам, желающим пройти гражданскую службу в 2017 году, придётся отучиться на военной кафедре 450 часов, после чего провести три месяца в полевом лагере, где условия жизни приближены к армейским.

Нововведения 2017 допускают прохождение этой альтернативной службы, это уменьшит расходы бюджета на содержание срочников. При этом студенты получат всю подготовку, которая даётся в армии, впоследствии такие студенты могут поступить на службу в армию по контракту имея звание младшего офицерского состава.

Прохождение альтернативной службы в Казахстане и других странах СНГ

В Казахстане совсем недавно узаконили альтернативную службу в армии. С марта 2015 года граждане РК могут на платной основе альтернативно отслужить в армии. Для этого необходимо:

  • оплатить определённую сумму;
  • служба проходит в течение 30 дней в специализированном центре подготовки;
  • за это время приобретается военная профессия: пулемётчик, стрелок и др.;
  • сдать экзамен по пройденному курсу;
  • по окончании выдаётся военный билет и идёт зачисление в мобилизационный резерв.

В Киргизии альтернативная служба составляет 36 месяцев. Её могут воспользоваться юноши по религиозным убеждениям и, если есть дети или брат погиб при службе в армии. Альтернативная служба проходит на предприятиях, домах престарелых, больницах и т. д. При этом 20% от зарплаты переводится в бюджет обороны страны.

В Узбекистане альтернативная служба востребована. В этой стране есть норма, если человек не отслужил в армии значит, он не имеет права занимать место госслужащего. Поэтому все юноши стараются отслужить в любом виде. Солдаты альтернативной службы дают ощутимый вклад в бюджет страны, так как существуют за счёт самоокупаемости.

Отзывы, которые оставляют юноши в основном положительные, ведь они идут на этот вид службы, не для того чтобы отсидеться,а ради своих убеждений.

Сегодня мы расскажем вам об альтернативной гражданской службе .

В нынешней действительности жизнь и свобода выбора высоко ценится во всех развитых странах. А при военной службе как она есть в данный момент, есть вероятность того, что от молодого человека потребуется, с оружием в руках защищать других людей, рискуя при этом своей жизнью. Поэтому многие развитые станы практикуют , для выполнения военных задач.

В России служат не только контрактники, но и . Поэтому не всех призывников обязывают к освоению военного ремесла. К тому же Российской конституцией предложена возможность альтернативной гражданской службы.

Правила предоставления АГС предусматривают следующие виды альтернативной службы и это только труд низкой квалификации, без требования и особых навыков.

Наиболее часто молодые люди направляются на следующие профессии АГС:

  • помощник повара,
  • подсобный рабочий,
  • сварщик,
  • столяр,
  • уборщик,
  • санитар,
  • официант,
  • помощник воспитателя в детском саду,
  • механик,
  • секретарь,
  • изготовитель полуфабрикатов.

Стоит отметить, что это не весь список профессий альтернативной службы в 2019 году .

Наличие выбора обеспечивается Центром занятости населения. Если где-то требуются сотрудники по рабочим специальностям, устраивают призывников по альтернативке .

При среднем специальном образовании возможно направление на более узкопрофильные вакансии: программист, повар, врач, медбрат.
Из-за противопоказаний, место могут заменить на подходящее, но по имеющимся основаниям.

Прохождение альтернативной службы

Несение АГС бывает индивидуальным, в группах или формированиях в различных подведомствах и в Вооруженных силах на гражданским персоналом.

Данный альтернативный вариант является стандартной, трудовой деятельностью во благо страны и населения, заменяющей призывникам , в течение соответствующего периода и по определенным условиям.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством, призывы на военную службу делятся на:

Как и при обычной работе, альтернативная служба тоже оплачивается и зарплату платят как при обычном выполнении той работы, согласно должностям. Можно предположить, что зарплата будет различаться, в зависимости от места труда и работодателей.

А вот вакансии в этих случаях предоставляются наименее востребованные и престижные, с меньшей зарплатой, если, конечно, не повезет. Но предварительно о более выгодных вариантах узнавать не получиться.

Прохождение альтернативной гражданской службы будет осуществляться точно по срочному трудовому договору, а трудовые отношения призывника с работодателем будут вестись по трудовому кодексу России, с обычным распорядком и продолжительностью рабочего времени.

Больничные, отпуска, выходные при АГС будут предоставляться и оплачиваться в соответствии с трудовым кодексом по соответствующему заявлению.

Работодатели не вправе увольнять своего работника, но могут сообщить в военкомат о нарушениях призывника.
Прогулы также считаются нарушением трудового порядка и к сроку службы не засчитываются.

Продолжительность несения альтернативной службы имеет отличия от воинской и также регламентируется законодательством. Благодаря тому, что равен одному году, служба заменяется гражданской, добавляются определенные неудобства в виде более продолжительного срока.

Итак, срок альтернативной гражданской службы составляет:

В армейских подразделениях на гражданских вакансиях выполнение своих обязанностей будет продолжаться полтора года.

В учреждениях, не относящихся к Вооруженным силам период прохождения АГС будет равен двадцати одному месяцу.

Право на альтернативную службу

Третья часть 59 статьи Конституции РФ регламентирует право АГС. Любой молодой человек обладает правами для этого, но существуют немаловажные условия.

Нестандартная сексуальная ориентация тоже может послужить поводом для отказа в замене службы. Но все же они могут написать заявление, и решение будет принято военкоматом и администрацией по их усмотрению.

Задумываться о переходе на альтернативку стоит примерно за двенадцать месяцев до призывной компании, с подготовкой необходимых для этого документов и урегулирования разных вопросов. Потому что, не позднее чем за шесть месяцев до начала призывной компании пишется заявление о переходе к альтернативной гражданской службе.

Срок на данное мероприятие указывается в Федеральном законе. И устанавливается для того, чтобы спрогнозировать необходимое количество вакансий, а работодатели смогли бы подать заявку и подготовить соответствующие вакансии для прохождения службы. Компаниями заявка подаётся не позднее чем за полгода, указав свободные места для АГС. Для правильного расчёта количества вакансий и предусмотрена предварительная подготовка в этом процессе, а если призывник опоздает с заявлением, то ему будет отказано на законных основаниях.

Заявления о замене имеют свободную форму, самое важное, написать причину почему нужно заменить службу военную на альтернативную. При необходимости приобщаются биографические данные призывника с характеристикой, написанной работодателем или на месте учёбы. Допустимо дополнительное предоставление документов для подтверждения своих убеждений и показаний, которые могут дать знакомые.

В случае соблюдения всех условий молодым людям может помешать лишь присутствие откровенных противоречий в их утверждениях. При неправомерном отказе в смене службы на альтернативную несётся серьёзная ответственность, к тому же, зафиксировать момент возникновения и существования определенной убежденности очень сложно. Отказы по срокам обращения в связи с этим бывают в очень редких случаях.

Заявление на альтернативную гражданскую службу могут подаваться позднее лишь в случаях окончания отсрочки после принятого срока, с извещением военкомата не позже периода, равного десяти рабочим дням, когда отсрочка закончилась. вы можете получить в своем военкомате.

Призывная молодёжь часто ищет выход в альтернативной службе в случае признания своей годности к военной службе на комиссии и когда приходит вспоминают о пацифизме и своих убеждениях.

Эта тактика ошибочна, хотя и встречается довольно часто. Все условия перехода предусмотрены по закону. Главное здесь для призывника это соблюдение сроков и само заявление на замену службы.

Подав заявление призывник уведомляется комиссариатом, что они его получили. Рассматривается вопрос только при личном присутствии молодого человека. Рабочее место определяется с участием руководства населенных пунктов по имеющимся вакантным должностям по месту регистрации мужчины.

Почему можно получить отказ в смене службы?

Довольно часто бывает, что призывнику отказывают в таком переходе. Основания по которым может произойти отказ:

  • при нарушении сроков, когда подаются документы;
  • при несоответствии предоставляемых документов, тому, что было указано при подаче заявления;
  • при наличии недостоверных сведений;
  • если юноша два раза не явился на комиссию без весомых на то оснований.

Не могут призываться на альтернативу уже отслужившие в военных частях мужчины, находящиеся в запасе.

Где проходит альтернативная служба

Определение места прохождения АГС является наиболее интригующим вопросом и вопреки существующим суждениям диапазон выполнения работ достаточно обширен. Законом предусмотрено, что различные учреждения направляют заявки в военные комиссариаты с должностями для призывников альтернативной службы.

Это могут быть младшие технические должности производственных, обслуживающих компаний и на выполнение документальных работ. До наступления призыва каждый раз пополняется список необходимых вакансий. Молодой человек поступая на такую службу может получить место, соответствующее его образованию, но совсем не обязательно.

Почти всегда альтернативку несут по месту проживания. Направляются юноши и в прочие населенные пункты, тогда они обеспечиваются общежитием, а коммунальные платежи платит бюджет. Такие территориальные изменения случаются гораздо реже.

Закон об альтернативной службе

Переход на гражданскую службу регулирует Федеральный закон № 113-ФЗ от 25 июля 2002 года.
Предоставляется возможность альтернативки лишь двум категориям граждан: тем призывникам, которым религиозное мировоззрение или убеждения не позволяют брать в руки оружие и коренным народам при ведении хозяйственной деятельности (это очень редкие случаи).

Чем могут отличаться вера и убеждения призывника? При принадлежности будущего призывника к соответствующему вероисповеданию, его единоверцы могут удостоверить данный факт.

При убеждениях призывника, гораздо сложнее проверить о недопустимости для него воевать с оружием в руках, лишь при стрельбе можно будет разглядеть наличие данных принципов. Но если все-таки молодой человек будет обманывать в отношении своих убеждений — определение его правдивости усложниться.

В законе об альтернативной гражданской службе также не указывается как долго и из-за каких причин (событий) молодой человек разделяет такие убеждения, это может быть много лет или совсем короткий период. Нельзя проверить факт существования данных принципов.

Если молодой человек является представителем малочисленных народов, то он обладает аналогичными правами, как и остальные призывники. Ему предложат тот же вид работ, выполняемых другими малыми народами. К примеру, на ферме оленеводов или рыболовном производстве.

По тому же закону получить направление на АГС могут юноши, представляющие данные категории: соответствующие призывному возрасту; подходящие по здоровью; при уважительной причине, лично или по почте заявившие о смене армии на альтернативу; если призывной комиссией вынесено решение направить на альтернативную гражданскую службу.

Уклонение от альтернативной службы

Юноша, при смене военной службы на гражданскую не вправе увольняться на основании собственного желания. Не выполнять свои обязанности он также не может.
При уклонении это может караться штрафом, арестом и обязательными работами. Заменённые обязанности являются такими же обязательными, как и военные.

Стоит ли рисковать юношам, прячась от военных комиссий или предоставляя разные справки о своей непригодности? Кому-то подошло бы такое альтернативное решение.
Молодежь смущает более длительный период АГС или порядок её прохождения, полагая, что лучше скрываться.

Статистические показатели

Статистика гласит, что граждане могут рассчитывать сейчас на гражданские профессии, количество которых уже в районе шестидесяти.
Можно отметить что все последние годы АГС в России не очень популярна, всего примерно один человек из тысячи идет по этому пути.

Основной причиной является то, призывник поздно узнает о возможностях выбора. А главное, об условиях такой замены, когда уже проходит срок, чтобы написать заявление. Тогда уже отсутствует выбор и приходится идти служить в армию, чтобы не быть уклонистом. Поэтому, тем, кому только предстоит пройти призывную компанию, необходимо повышать свою юридическую подкованность, заранее изучая свои законные права и обязанности.

Другой причиной является то, что у нас мало призывников с убеждениями о неприемлемости военного быта. Ведь с детства мы знаем как необходимо и почётно защищать своё Отечество .
2019 год пока не ознаменован никакими изменениями в альтернативно-гражданской службе. В законе на будущий год пока никакие изменения не внесены.