Трудовой кодекс рф. Общая характеристика нормативно-правовых актов о труде

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Читайте в статье:

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает .

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Охрана труда в ТК РФ

В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит , но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

Найдите нужный вам образец документа в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии . Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК , подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.

Нормативные акты по охране труда (перечень)

Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

Федеральные законы

Название

Дата вступления в силу

Применение

специальной оценке условий труда"

Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены , а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала

Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?

"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий, обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации и ликвидации их последствий.

Действующая редакция от 25.03.2017 Работы повышенной опасности связаны с постоянным действием опасных производственных факторов. Чтобы избежать травматизма, работодатель должен грамотно организовать процесс, разработать локальные документы, назначить ответственных за безопасное производство работ.

До недавнего времени применялся еще "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Многие по ошибке следуют его положениям и сегодня. Однако он утратил силу еще в октябре 2006 года. На смену ему пришли внесенные дополнения в Трудовой кодекс.

Подзаконные акты

К подзаконным актам, прежде всего, относят различные указы, постановления, распоряжения Правительства, Президента или министерств, и др.

Проверьте, все ли обязательные документы есть в вашей организации, при необходимости воспользуйтесь готовыми образцами.

Название

Дата вступления в силу

Применение

"Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

Приводится регламент разработки и утверждения подзаконных актов в сфере ОТ

Разработка нормативных актов

Вопросы, касающиеся создания системы ОТ на предприятии

Как обосновать количество сотрудников в службе ОТ?

Будет ли аренда СИЗ выгодна конкретно вашей компании или проще и дешевле закупать средства защиты?

СНиПы

СНиПы – это строительные нормы и правила, применяемые при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений. На сегодняшний день разработано и применяется порядка 70 СНиПов, перечислять здесь их все нет необходимости. Воспользуйтесь .

СанПиНы

СанПиН – санитарные нормы и правила. Так же как и СНиПов, их превеликое множество, для каждой отрасли производства – свой. Примером могут служить следующие:

Регламенты и типовые инструкции

Правила и инструкции по ОТ разрабатываются законодателями отдельно для каждого вида работ. Они являются отправной точкой для компании.

Если инструкции предприятием разрабатываются самостоятельно, то правила должны применяться в том виде, в котором они утверждены. Список таких документов будет напрямую зависеть от того какую работу выполняет конкретный работник и с каким оборудованием он контактирует.

Примерами могут служить следующие правовые акты по ОТ.

Нормативные акты о труде (источники трудового права)

Как идентичные понятию "источник права" обычно рассматриваются термины: "форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя термин "источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или "источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права" нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства, или результата деятельности органов государства по формированного права: законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.

Только на определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в настоящем учебнике.

Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты:

законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве. Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники трудового права -- это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Федеральные законы:

  • 1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.
  • 2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.
  • 3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

Постановления правительства:

  • 1. О федеральной программе содействия занятости населения в российской федерации на 1995 год
  • 2. О мерах по улучшению условий и охраны труда 26 августа 1995 г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы -- как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др. Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде.

Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой -- на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая -- как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал, что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы Президента Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994 г."0б утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.

Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения:

региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений.

Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т.п.

Локальные акты -- это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).

Развитие договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др.

Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами, например Федеральным законом от 17 мая 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Данный Закон в ряде случаев предусматривает порядок регулирования согласно Трехстороннему соглашению, заключенному уполномоченными представителями организаций по добыче угля профессиональными союзами работников угольной промышленности и Правительством Российской Федерации (ст. 18, 20 и др.).

трудовой право нормативный регулирование

Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ).Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Акты, принимаемые в организации, могут также восполнять пробелы в праве и осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующих актов, принятых государственными органами или социальными партнерами на уровне отрасли, территории и т.п. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров и утверждается общим собранием (конференцией) работников (см. Коллективный договор). Соглашения по охране труда заключаются между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.148 КЗоТ). Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Большинство других локальных нормативных актов о труде принимается по согласованию с профсоюзами. Так, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом разрабатываются графики сменности, графики отпусков, положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждений по итогам годовой работы. Согласовывается с профсоюзом и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют лишь приказы руководителя, решения правления, совета директоров или общего собрания акционерного общества, которые могут приниматься без участия представителей работников в порядке, определенном уставом. Локальные нормативные акты о труде охватывают практически все сферы трудовой деятельности (рабочее время, время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, социально-бытовые льготы работникам и др.). Локальные нормы дополняют государственное и коллективно-договорное (на отраслевом, территориальном, профессиональном уровне) регулирование

  • - виды, встречающиеся только в какой-либо группе ценозов...

    Словарь ботанических терминов

  • - термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных...

    Этнопсихологический словарь

  • - гомологии группы определенные в точках - гомологии с компактными носителями...

    Математическая энциклопедия

  • - юр. коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - подземные воды, приуроченные к определенным горным породам, имеющим незначительные площади распространения...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - См. АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - местные договоры...

    Справочный коммерческий словарь

  • - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации...

    Экологический словарь

  • - См. Акты о труде нормативные...

    Словарь бизнес терминов

  • - Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 12...

    Официальная терминология

  • - "...1.2...

    Официальная терминология

  • - "...1.5. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах: указание Банка России; положение Банка России; инструкция Банка России..." Источник: Приказ Банка России от 15.09...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ" в книгах

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям В России действуют следующие основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций:? Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме

2. Нормативные правовые акты

Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

2. Нормативные правовые акты 1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.97 № 81н // Нормативные акты для бухгалтера. 1998. № 1. С. 3–21.2. Инструкция о порядке исчисления и

Глава 6. Нормативные и организационные локальные документы

Из книги Современные требования к кадровой службе (отделу) автора Пономарева Наталья Г.

Глава 6. Нормативные и организационные локальные документы Положение субъектов трудовых отношений определяют многообразные локальные нормативные акты.Данные локальные акты в общем-то никакими нормами не урегулированы, но принципиальный подход к их разработке и

Из книги Делопроизводство. Подготовка служебных документов автора Демин Юрий

Раздел 2 Локальные нормативные акты компании

1.4. Иные локальные нормативные акты

Из книги Кадровая служба без кадровика автора Гусятникова Дарья Ефимовна

1.4. Иные локальные нормативные акты Помимо вышеперечисленных локальных нормативных актов на практике у любого работодателя, как правило, возникает необходимость в создании дополнительных локальных нормативных актов. В принципе законодателем не установлено никаких

Нормативные акты

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

Нормативные акты 1. О Единообразном законе о переводных и простых векселях. Женевские вексельные конвенции. 1930.2. О Единообразном законе о чеках. Женевские чековые конвенции. 1931.3. Унифицированные правила по инкассо. Публикация Международной торговой палаты № 322. Редакция

2.2. Внутренние локальные нормативные акты

Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья Ефимовна

2.2. Внутренние локальные нормативные акты В число внутренних нормативных актов входят такие документы, как положения. Положения – это нормативные акты, которые устанавливает порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы

Нормативные правовые акты

Из книги Мошенничество с недвижимостью в жилищной сфере [Способы совершения, проблемы квалификации] автора Белов Евгений Валерьевич

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008); СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2014).2. Уголовный

1. Международные нормативные акты

Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

1. Международные нормативные акты КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА(Принят 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169)(Извлечение)Статья 3.Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае

§ 5.3. Подзаконные нормативные акты

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.3. Подзаконные нормативные акты Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы

Нормативные акты

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ, 1993. – 25 дек.2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ, 1995. – 5 апр.3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч.

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее – локальные нормативные акты), в

Нормативные акты

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

Нормативные акты 1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.13818).2. Положение о проведении обязательных предварительных

Существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права - это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом , т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания , т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы ;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III.
  • Раздел IV.
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок,
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
206 Кбайт 953

Для нормализации трудовых отношений и контроля над ними используются нормативно-правовые акты. Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

    установленные вне предприятия (внешние документы)

    установленные внутри предприятия (внутренние документы)

К основным внешним документам трудового права относятся:

Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Нормативно- правовые акты; Трудовые соглашения; Законы субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Трудовые договоры; Приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание предприятия; Трудовые книжки работников.

Самым главным из них является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он представляет собой основной закон, регламентирующий вопросы труда и заработной платы на территории страны. ТК РФ содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, материальной ответственности.

Трудовое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на внешнем по отношению к предприятию уровне (страна, регион, отрасль, территория)

Трудовой договор - это правовой акт, регулирующий, социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работодателем с работниками.

Трудовая книжка - это документ, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. (заносятся сведения о работнике; работе, в том числе о приеме на работу; награждениях и поощрениях; открытия сделанные работником)

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия. Порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, состав рабочей комиссии, ход заключения договора. Это решение оформляется приказом администрации и протоколом заседания профсоюзных организаций. Разработанный рабочей комиссией проект договора обсуждается, дорабатывается и утверждается общим собранием трудового коллектива, а затем подписывается участниками.

Обязательства коллективного договора :

форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; оздоровление и отдых работников; гарантии и льготы работникам; Правила внутреннего трудового распорядка.

Индивидуальный трудовой договор - это правовой акт между работодателем и наемным работником, предусматривающий права и обязанности сторон. Договор заключается в письменном виде при найме работника на работу, а для ранее принятых работников-при их согласии на его заключение. Контракт позволяет сторонам ставить четкие условия, которые они обязаны соблюдать.

Существенными условиями, включаемыми в договор, являются:

место работы; дата начала работы; наименование должности, профессии и специальности; права и обязанности сторон; характеристики условий труда;

режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования.

Договор может включать также дополнительные условия, которые конкретизируют обязательства сторон, например такие, как: установление испытательного срока, неразглашение охраняемой законом тайны, в том числе и коммерческой;