Закон об альтернативной гражданской службе. Альтернативная служба

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. - это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная - это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы - 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности - 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул . Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск , который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения , равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

АГС или альтернативной гражданской службой называют трудовую деятельность особого порядка, направленную на благо общества и страны, которая предоставляется призывнику в качестве опционального варианта прохождения военной службы. Ее регламент описан в Федеральном законе № 113 .

Общие сведения

Федеральный закон об альтернативной службе избранные члены Госдумы утвердили 28.06.2002. Совфед одобрил документ в июле того же года (10.07). Исправленная версия закона датируется 28.12.2016. Также в это время вносились изменения в 102 ФЗ об обеспечении единства измерений. Последняя редакция

Закон еще раз утверждает право, выделенное Конституцией РФ, на прохождение альтернативной службы, если призыв на военную противоречит взглядам и убеждениям гражданина. Также воспользоваться альтернативой могут представители коренных народов и ремесленники-традиционалисты. Возрастное ограничение по призыву на АГС для лиц мужского пола составляет 18 – 27 лет.

Прохождение АГС будет разрешено:

  • Лицам, предоставившим существенные основания для незачисления на военную службу;
  • Лицам, признанным непригодными;
  • Гражданам, имеющим веские причины для отсрочки.

Статус лица, занятого на АГС, устанавливается Конституцией. Местом прохождения альтернативной службы может быть:

  1. Учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;
  2. Организации ВС России.

Наиболее важные статьи ФЗ об АГС в последней редакции

Ст. 10 – этапы направления служащих на АГС

  • Написание и подача соответствующего заявления лицом, планирующим поступить на альтернативную гражданскую службу;
  • Рассмотрение прошения комиссией по призыву, его одобрение или отклонение;
  • Прохождение кандидатом медицинской экспертизы (освидетельствования) для определения его пригодности к АГС;
  • Явка в комиссариат для получения предписания.

Ст. 11 – определение сроков и обоснований для подачи заявления

Лицо, планирующее нести АГС, должно представить доказательства того, что стандартный вариант прохождения службы идет вразрез с его взглядами или вероисповеданием. В соответствующем заявлении необходимо указать перечень причин и мотивов, ставших основой такого решения. Потребуется назвать имена лиц, которые могут подтвердить эти факты. К заявлению он должен приложить собственное жизнеописание и характеристику с места работы или учебы. Регистрация заявления подтверждается документом, выданным в комиссариате.

Ст. 12

Указывается регламент, по которому комиссия по призыву рассматривает заявление на прохождение АГС. О сроках рассмотрения, времени и месте заседания гражданин уведомляется предварительно. Основой для разбора заявления служат:

  1. Показания и выступления лиц, заявленных в качестве свидетелей;
  2. Изучение имеющейся документации;
  3. Рассмотрение дополнительных документов, которые собрала комиссия.

Вердикт выносится в течение тридцати суток. Если он является отрицательным, гражданин вправе получить письменное обоснование такого решения от комиссии.

Возможные причины для отказа:

  • Гражданин подал заявление не вовремя;
  • Показания лица во время заседания расходятся со свидетельствами;
  • В документации обнаружена недостоверная информация;
  • Повторная неявка на слушание без уважительных оснований.

В то же время комиссия может пойти на уступки при неявке гражданина на заседание, если у того были веские обстоятельства для отсутствия, включая собственную тяжелую болезнь или заболевание близкого человека, похороны родственников или близких лиц, другие причины, признанные достаточно мотивированными для оправданного отсутствия.

Изменения, внесенные в 113 ФЗ об АГС

Как и многие акты российского законодательства, ФЗ номер 113 подвергался изменениям. Актуальная редакция документа была опубликована 28.12.2016 г. Поправки появились в статьях 5, 6, 17. Выделим основные положения отредактированных частей.

П. 5 ст. 5

Статья предлагается в новой редакции. Согласно откорректированному тексту, уточнен перечень фактов, из-за которых тот или иной период не засчитывается в срок АГС. В их число входят:

  • Пребывание в отпуске или дни отдыха, совмещенные с работой;
  • Период освобождения от трудовых обязанностей для ухода за ребенком;
  • Поступивший на службу оказался под арестом по административной или уголовной ответственности;
  • Наличие доказанной и обоснованной уважительной причины, объясняющей отсутствие на рабочем месте;
  • Период отстранения от работы.

Сама статья под номером пять дифференцирует сроки прохождения службы в альтернативном порядке, включая направленных на службу лиц в промежуток от 1.01.2007 до 1.01.2008. Также выделяются особые условия для граждан, имеющих аккредитацию от государства или муниципальную аккредитацию.

Аб . 14 п . 4 ст . 6

Выпущен полностью в новой трактовке. Описывает меры применения наказания для лиц, отказавшихся от прохождения АГС. Для лиц, игнорирующих перечень возложенных обязанностей, предусматривается дисциплинарное взыскание.

Ст. 6 приводит регламент организации АГС. Приводятся полномочия органов исполнительной власти, такие как:

  1. Составление и передача в вышестоящие инстанции предложений по видам занятости для граждан, желающих служить альтернативно;
  2. Надзор и учет по деятельности учреждений, где проходит АГС;
  3. Контроль и предоставление в соответствующие органы сведений о гражданах, прибывших на места для выполнения АГС;
  4. Ведение учета по данным служащим, их аккомодация;
  5. Контроль над соблюдением прав служащих и реализацией пунктов данного закона.

От учреждений, где служат избравшие альтернативный вид граждане, требуется:

  • Заключение и прекращение срочных трудовых договоров со служащими;
  • Создание последним условий для профессионального обучения, если есть такая необходимость;
  • Контроль над тем, как служащие выполняют свои обязанности, применение дисциплинарных мер к нарушителям.

П . 2 ст . 17

Упоминает привилегию предоставления альтернативным служащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, свободного времени, затрачиваемого на дорогу. Отпускные дни назначаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Скачать текст закона об альтернативной гражданской службе в РФ

Незнание закона, боязнь осуждения со стороны общества и комплекс затруднений при сборе доказательств – вот лишь ряд причин, по которым АГС не является распространенной в России. По данным Роструда, в 2016 году число призывников, направленных на альтернативную службу, составило всего 0,6% от общего числа новобранцев. Вполне вероятно, что изучение актуального закона будет хорошей мотивацией для выбора в пользу АГС.

Федеральный закон об альтернативной службе был издан для урегулирования отношений, связанных с желанием человека перевестись с военной работы на альтернативную гражданскую. В законе прописаны ситуации, в которых у гражданина есть возможность написать заявление о своем переводе. Оно подается в военный комиссариат и рассматривается призывной комиссией. Согласно законодательству, заявление рассматривается в течение 1 месяца.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» был принят 28 июня 2002 года. Одобрен законодательный акт был 10 июля того же года. Вступил в силу ФЗ-113 25 июля 2002 года. Последние поправки в закон были внесены 28 декабря 2016 года.

ФЗ-113 регулирует отношения, которые связаны с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Правовая основа альтернативной гражданской службы:

Конституция РФ устанавливает статус граждан, которые проходят альтернативную гражданскую службу. Трудовую деятельность таких граждан регулирует Трудовой Кодекс.

В ФЗ-113 прописаны случаи, когда гражданин вправе заменить военную работу альтернативно-гражданской:

  • военная работа противоречит его жизненной позиции, принципам и вероисповеданию;
  • человек является коренным ремесленником и занимается традиционным промыслом.

Согласно статьям закона №113, на альтернативную гражданскую службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

Граждане, которые не могут быть направлены на альтернативную гражданскую службу:

  • обладают основаниями для непрохождения военной службы;
  • непригодны для военной должности;
  • обладают основаниями для отсрочки работы в воинских частях.

Скачать закон об альтернативной гражданской службе

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» состоит из 6 глав и 26 статей. В каждой из них описаны важные аспекты, связанные с прохождением военной службы или ее замены на альтернативную гражданскую. В законе прописаны места , где граждане могут пройти альтернативную гражданскую службу:

  • в организациях, которые подведомственны органам федерально-исполнительной власти;
  • в организациях, которые подведомственны органам исполнительной власти РФ;
  • в организациях Вооруженных сил России.

ФЗ об АГС в последней редакции можно скачать .

Изменения в ФЗ АГС

Последние поправки в ФЗ-113 были внесены 28 декабря 2016 года. Изменения коснулись п 5 ст 5, абзац 14 п 4 ст 6, п 2 ст 17.

Пункт 5 статья 5

Изменения коснулись всего пункта целиком. Он был изложен в новой редакции. После последних изменений список моментов, которые не засчитываются в срок прохождения альтернативной службы, был дополнен:

  • отбывание административного или уголовного наказания в виде ареста;
  • период, в который сотрудник находился в отпуске или совмещал работу с отпуском;
  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
  • время отсутствия на работе по уважительной причине;
  • период недопущения к работе.

Абзац 14 пункт 4 статья 6

Абзац был изменен полностью и изложен в новой редакции. Согласно новым изменениям граждане, которые отказываются от прохождения альтернативной гражданской службы, должны быть административно наказаны. Если служащие не выполняют возложенные на них обязанности, то они привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Пункт 2 статья 17

В п 2 ст 17 было добавлено предложение, которое звучит так: «При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком, ему предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.»

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции закона не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения.

Статья 5

В ст 5 обозначены сроки прохождения альтернативной гражданской службы:

  • 42 месяца для лиц, которые были направлены на военную службу до 1 января 2007 года;
  • 31,5 месяцев для граждан, которые были направлены с 1 января до 31 декабря 2007 года;
  • 21 месяц для граждан, которые окончили государственную и муниципальную аккредитацию по специальности и были направлены до 1 января 2008 г.;
  • 21 месяц для лиц, которые были направлены после 1 января 2008 г.

Важно! Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы.

Статья 10

Ст 10 включает в себя пошаговую инструкцию при направлении гражданина на альтернативную службу:

Шаг 1. Подача заявления. Гражданин должен лично подать заявление о его переводе с военной службы по призыву на альтернативную гражданскую.

Шаг 2. Заявление рассматривается на призывной комиссии. Она выносит решение об удовлетворении или отказе в заявленной просьбе.

Шаг 3 . После принятия решения кандидат должен явиться на медицинское освидетельствование, чтобы комиссия решила годен он или нет.

Шаг 4. На последнем этапе гражданин должен явиться в военный комиссариат и получить предписание.

Статья 11

Ст 11 регламентирует сроки подачи заявления в военный комиссариат для смены службы:

  • до 1 апреля для лиц, призванных на службу в период с октября по декабрь текущего года;
  • до 1 октября для лиц, призванных на военную службу в период с апреля по июнь следующего года.

Согласно ст 11 ФЗ-113 в заявлении на смену работы в военных учреждениях на альтернативную гражданскую, гражданин должен написать причины и мотивы, побудившие его на данный поступок. К нему прилагается биография и характеристика с места работы или учебы. В случае необходимости список документов может пополняться.

Важно! При подаче заявления комиссариат должен выдать человеку документ, который подтверждает его регистрацию.

Статья 12

В ст 12 описан процесс изучения заявлений призывной комиссией. Она должна сообщить гражданину о времени и месте проведения заседания заранее. Комиссией рассматриваются аргументы и доводы заявителя о том, что военная служба противоречит его вероисповеданию на основании:

  • выступления свидетелей, которые подтвердят предъявленные доводы в заявлении;
  • анализа всех предоставленных документов;
  • анализа дополнительных бумаг, собранных призывной комиссией.

Согласно ФЗ-113, комиссии дается 30 дней на принятие решения. Если комиссия решает отказать человеку в его заявке, то она должна это мотивировать. Отказ должен быть составлен в письменной форме.

Комиссия может выдать отрицательный ответ, если:

  • человек нарушил период подачи заявления;
  • предоставленные свидетельства не соответствуют словам лица в процессе слушания;
  • предоставленные документы содержат ложные сведения;
  • лицо дважды не являлось на заседания комиссии без уважительных на то причин.

В статье 12 обозначен список уважительных причин, по которым заявитель может отсутствовать на заседании:

  • тяжелая болезнь, в следствии которой гражданин утратил трудоспособность;
  • заболевание родного человека — отца, матери, сестры, детей, жены и других;
  • похороны близкого человека;
  • причины или обстоятельства, из-за которых человек не смог присутствовать на заседании;
  • иные обстоятельства, которые были признанны уважительными судом или комиссией.

Если хотите подробнее изучить последнюю редакцию ФЗ-113, скачайте его по .

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Государственной Думой

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 21 месяц;

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 18 месяцев;

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссариат в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком ему предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.

Глава 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ

ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им социальные гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на социальные гарантии и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение образования во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очно-заочной форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором;

состоять на воинском учете по месту пребывания. Воинский учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. ПРЕКРАЩЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 23. Прекращение альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба прекращается:

в связи с увольнением гражданина с альтернативной гражданской службы;

в связи со смертью (гибелью), с признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим.

2. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

3. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

4. Альтернативная гражданская служба гражданина прекращается в случае его смерти (гибели) в день, следующий за днем смерти (гибели), а в случаях признания гражданина в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим - в день, следующий за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В случае смерти (гибели) гражданина, проходившего альтернативную гражданскую службу вне территории, где он постоянно проживал, гроб с телом (останками) умершего (погибшего) доставляется работодателем к выбранному родственниками месту погребения в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок прекращения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

6. Решение о прекращении альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит в трудовой книжке гражданина соответствующую запись о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

В случае прекращения срочного трудового договора в связи со смертью (гибелью), признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим трудовая книжка после внесения в нее соответствующей записи о прекращении срочного трудового договора высылается по почте на основании письменного заявления родственника умершего (погибшего) или выдается одному из родственников умершего (погибшего) под расписку.

7. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

«Альтернативная гражданская служба, иногда ее называют альтернативная военная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3.

Альтернативная гражданская служба (в сокращении АГС) - это право гражданина Российской Федерации на замену военной службы, которое гарантировано 3 частью, 59 статьи конституции РФ. АГС - это мирная служба без оружия в руках на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

В соответствии с Конституцией РФ был разработан и введен в действие Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года. В законе приведен перчень лиц, имеющих право на замену срочной службы в армии альтернативной службой.

В Федеральном Законе об альтернативной службе разъясняется, кто может быть отправлен на альтернативную гражданскую службу:

  • Так как АГС является заменой военной службы, то и требования к призывнику одни и те же: призывник должен быть совершеннолетним и попадать в рамки призывного возраста от 18 до 27 лет.
  • Призывник должен быть годен к прохождению военной службы, т.е. иметь категорию годности «А» или «Б». С категорией годности «В» призывник освобождается от призыва и зачисляется в запас. К слову, наша компания «ПризываНет.ру» оказывает помощь в освобождении от армии по состоянию здоровья и добивается присвоения призывнику именно этой категории годности .
  • Если у призывника есть действующая отсрочка от армии , то призвать его как на военную службу, так и на альтернативную службу нельзя.
  • На АГС могут направить гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу в установленный законом срок.
  • На альтернативную службу направляются призывники, которым призывная комиссия вынесла решение о направлении на АГС.

Право на альтернативную гражданскую службу

Право на АГС имеют призывники:

  • для которых деятельность, связанная с прохождением военной службы, идет в разрез с моральными принципами и убеждениями гражданина или его религией/верой, например, призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям;
  • которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Стоит отметить, что ко второй категории призывников, имеющих право на замену военной службы альтернативной службой по призыву, можно отнести лишь небольшую часть людей, а к первой - практически всех лиц призывного возраста по тем или иным причинам не желающим жить в казарме и обучаться стрельбе из оружия. Правда, на сегодняшний день, порядка 3% призывников, проходящих АГС принадлежат к малочисленным коренным народам и порядка 80% призывников выбрали АГС по религиозным соображениям. Но только 17% оставшихся призывников добились замены военной службы на альтернативную, хотя заявлений на АГС было подано куда больше - военкомат не особо заинтересован в «альтернативщиках по убеждениям» и многим призывникам приходится через суд добиваться направления на АГС.

Замена военной службы на альтернативную


Если рассмотреть ситуацию детально, заменить военную службу на АГС можно по двум факторам, таким как религиозная вера и личные убеждения. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу по религиозным соображениям, желательно предоставить военкомату документ, подтверждающий вашу принадлежность к религиозной организаии, которая запрещает держать в руках оружие. Закон не обязывает вас предоставлять такого рода документы, но в таком случае военкомат практически без проблем одобрит замену военной службы на АГС и вам не придется тратить свое время на доказательство своего вероисповедания. Но куда сложнее доказать военкомату тот факт, что вы не желаете проходить военную службу по личным убеждениям и не приемлете даже потенциальные мысли об уничтожении противника или насилие и все что с ним связано. Очень сложно предоставить объективные доказательства наличия ваших убеждений, кроме заявления на АГС с формулировкой, почему вы хотите поступить именно на альтернативную службу в Российской Федерации.

Заявление на альтернативную службу

Для того, чтобы реализовать свое право на замену военной службы на АГС, необходимо подать заявление в военкомат. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за 6 месяцев до призыва в армию. Как правило, заявление на АГС подается за один призыв. К примеру, если вас призывают этой осенью, то вы были должны подать заявление в прошлый призыв весной.

По большей части, это норма, созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. По закону, право гражданина на АГС - является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм. Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование - у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу. Но лушче позаботиться о заявлении на АГС заблаговременно, убережете нервы и время на тяготы с военкоматом.

Если вы подали заявление на АГС, военкомат меняет порядок призывных мероприятий в соответствии ФЗ-№113, ст.10:

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение - годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС.

Если же вас вызывают в военкомат для проведения медицинского освидетельствования до вынесения решения по вашему заявлению о замене военной службы на альтернативную, это грубейшее нарушение закона об АГС .

Срок альтернативной службы

Срок альтернативной службы в Российской Федерации составляет 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ; 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Столь большие строки альтернативной службы обусловлены иными условиями прохождения службы, об этом мы расскажем ниже.

Условия альтернативной службы

Условия альтернативной службы намного мягче, чем военная служба по призыву.

  • Несмотря на то, что срок службы больше, чем военная служба, проходящему альтернативную службу полагается оплачиваемый отпуск и выходные.
  • Если гражданин проходит службу в родном городе, он и продолжает жить у себя дома. Никакой казармы! Если же гражданин был направлен на АГС в другой регион, ему предоставляется общежитие.
  • Денежное довольствие солдата-срочника порядка 2000 рублей в месяц, а доход гражданина на АГС составляет более 6000 рублей, а в некоторых случаях и на порядок выше.
  • У простого срочника такое понятие как отпуск отсутствует, но при АГС полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, на котором гражданин волен делать все, что захочет.
  • Из минусов АГС: нельзя уволиться до окончания срока гражданской службы, но у солдат-срочников строгий распорядок дня, запрет на покидание военной части и в некоторых случаях запрет на выезд из страны после окончания службы.
  • АГС можно совмещать с учебой!

Списки профессий альтернативной службы

Альтернативная служба в армии имеет ограниченный список профессий. Перечень профессий для призывников, избравших альтернативную гражданскую службу следующий:

  1. Водитель автомобиля
  2. Грузчик
  3. Дворник
  4. Дезинфектор
  5. Животновод
  6. Кладовщик
  7. Кухонный рабочий
  8. Лифтёр
  9. Маляр
  10. Машинист (кочегар) котельной
  11. Машинист автогрейдера
  12. Машинист бульдозера
  13. Машинист по стирке и ремонту спецодежды
  14. Машинист сцены
  15. Механик по техническим видам спорта
  16. Мойщик посуды
  17. Монтёр пути
  18. Монтировщик сцены
  19. Оленевод
  20. Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм
  21. Оператор связи
  22. Оператор стиральных машин
  23. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
  24. Осветитель
  25. Официант
  26. Парикмахер
  27. Пекарь
  28. Плотник
  29. Повар
  30. Подсобный рабочий
  31. Пожарный
  32. Помощник воспитателя
  33. Почтальон
  34. Рабочий зелёного хозяйства
  35. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
  36. Рабочий по уходу за животными
  37. Рыбак прибрежного лова
  38. Садовник
  39. Санитар
  40. Слесарь аварийно-восстановительных работ
  41. Слесарь по ремонту автомобилей
  42. Слесарь по ремонту подвижного состава
  43. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
  44. Слесарь-ремонтник
  45. Слесарь-сантехник
  46. Слесарь электрик по ремонту электрооборудования
  47. Сортировщик
  48. Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати
  49. Столяр
  50. Столяр строительный
  51. Сторож (вахтер)
  52. Токарь
  53. Тракторист
  54. Уборщик производственных и служебных помещений
  55. Уборщик территорий
  56. Установщик декораций
  57. Штукатур
  58. Электрогазосварщик
  59. Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
  60. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  61. Электросварщик ручной связи
  62. Электослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования

Наиболее часто призывники, проходящие альтернативную службу, работают санитарами в больницах или почтальонами. Правда, если у гражданина есть соответствующее образование и опыт, его могут направить на особую специальность. Нередки случаи, когда граждане проходили АГС работая хирургами, получавшими нормальную зарплату.

Уклонение прохождения альтернативной службы

Уклонение от альтернативной службы - ч. 2 ст. 328 УК РФ, бывают в России в единичных случаях. Не так давно, в 2009 году за это осудили всего 4-х человек (трое получили штрафы, а один был направлен на обязательные работы), в 2014 году - 7 лиц (троим назначены штрафы в т.ч. двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы).

Как правило, призывники, желающие попасть на АГС, не склонны к уклонению от прохождения альтернативной службы. Они потратили довольно много времени на получения направления на АГС от военкомата и скрываться от службы не намерены.

Мифы об альтернативной службе

К сожалению, военкомат не особо афиширует сведения о праве на АГС, а СМИ не распространяют эту информацию. Из-за этого возникает много додумок и мифов об альтернативной службе. Развеем некоторые из них.

МИФ: Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий.

На самом деле, заменить военную службу альтернативной может не только глубоко верующий, но и любой гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

МИФ: На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.

Никакой связи права на альтернативную службу с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

МИФ: Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.

К заявлению на альтернативную службу прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учёбы. Никаких других документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы только по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.

Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

МИФ: Заявление на прохождение альтернативной службы не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.

Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

В качестве заключения

Если вы по каким-то причинам не желаете проходить военную службу по призыву, вы вправе заменить ее альтернативной гражданской службой. Срок службы увеличится, но зато изменятся условия прохождения службы, вы сможете даже совмещать прохождение АГС с получением образования по заочной или вечерней форме обучения. Но стоит отметить, если вы не годны к службе по состоянию здоровья, то и на АГС вас не имеют права призвать. Если вы сомневаетесь, пройти АГС или попробовать найти у себя непризывное заболевание, прочитайте нижесказанное. Исходя из нашего опыта работы с 2009 года, большинство призывников может иметь заболевания, освобождающие от призыва, но не у всех парней есть достаточная история болезни, чтобы быть списанным в запас по состоянию здоровья, да и за медицинской помощью обращаются единицы, только в крайне тяжелых случаях. К примеру, история от одного из наших консультируемых. Парень в 17 лет катался на мотороллере, упал, повредил колено, но к врачам не обращался и думал, что ничего страшного не произошло. Документов о травме такой призывник не имел, следовательно, в военкомате посчитали его полностью здоровым и уже готовились отправить служить на Дальний Восток. Но стоило призывнику пройти несколько независимых обследований, сделать необходимые анализы и заручиться поддержкой юристов, как оказалось, что повреждение оказалось настолько серьезным, что призывника в армию не взяли и списали в запас.

Владимир Можайский

Владимир Можайский - Автор статей и, пожалуй, лучший онлайн-консультант компании «ПризываНет». Более 9 лет консультирует призывников и их родителей по вопросам освобождения от армии на законных основаниях в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».